Бывший заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев, чья кандидатура месяц назад рассматривалась в качестве возможного заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и была отвергнута, вышел на второй круг согласования. Как стало известно «Ленте.ру», его кандидатуру завернули силовые ведомства, опасаясь, что продвигаемая им система госзакупок несет вредоносную идеологию. Но поддержку ему оказывает сам глава ФАС Игорь Артемьев. В ситуации разбиралась «Лента.ру».
В современной системе государственных закупок бывший заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев известен многим. Более того, считается, что полтора десятилетия назад он имел прямое отношение к ее созданию. В Федеральную антимонопольную службу чиновник пришел в апреле 2004 года, буквально через месяц после ее создания и назначения главой ведомства Игоря Артемьева. Там он возглавил управление по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ. «Евраев стал заниматься тем, от чего отказались другие подчиненные Артемьева, но очень быстро развернул в ФАС бурную деятельность и по сути сформировал новую сферу регулирования, — вспоминает в интервью «Ленте.ру» один из его тогдашних коллег, а ныне генеральный директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. «Служба стала участвовать не только в распределении природных ресурсов, но и государственных заказов», — отмечает он.
Евраев считается прародителем Федерального закона от 25 июля 2005 года номер 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — первого закона, регламентирующего системную работу с закупками. По мнению одного из экспертов, именно в этот момент в России была внедрена противоречащая мировому опыту система, где место финансового контроля и контроля за результатами закупок занял мелочный процедурный контроль ФАС. Главным же способом закупки стал так называемый «обратный аукцион», запрещенный в Европе и не рекомендованный к применению в США. В развитых странах принято закупать товары и услуги у нескольких поставщиков, делить тендер между разными компаниями, чтобы и конкуренцию сохранить и ценами варьировать. В России это запрещено. Более того, предложенный порядок крайне затруднил участие в торгах для производителей товаров и услуг, зато открыл широкую дорогу для различного рода посредников. Таким образом, у ФАС появился мощнейший рычаг давления на бизнес — регулирование госзакупок, что по своей силе перевешивает все остальные сферы деятельности службы — это регулирование рекламы и даже тарифов естественных монополий.
Личное качество, в отсутствии которого точно нельзя обвинить Михаила Яковлевича, — это уверенность в собственной правоте. Когда в 2008 году председатель Счетной палаты Сергей Степашин охарактеризовал 94-й ФЗ как «самый коррупциогенный в России», Евраев, защищая свое детище, ответил в тон: «Закон номер 94 — главный закон для борьбы с коррупцией». Чиновника даже не смутил главный вывод аудиторов СП, утверждающих, что введение в действие закона номер 94 не уменьшило коррупцию в госзакупках, но лишь сместило ее центр в область организации аукционов. Между тем конфликт интересов вокруг 94-ФЗ усиливался.
Сотрудники ФАС до сих пор вспоминают, как летом 2010 года в Федеральной антимонопольной службе случилось первое за всю ее историю маски-шоу — в здание центрального аппарата ведомства, перепрыгивая через турникет, ворвались серьезно настроенные сотрудники ФСБ. В результате, по воспоминаниям бывшего сотрудника ФАС (запись разговора имеется в распоряжении редакции «Ленты.ру»), был задержан посредник, который якобы нес Михаилу Евраеву некую сумму денег в виде отката. В день проведения силовой операции, как продолжает источник, глава ФАС Игорь Артемьев вызвал к себе подчиненного и попросил его «лечь на дно», а затем использовал свое влияние, чтобы замять это дело.
В 2012 году чиновнику пришлось уйти из ФАС. Он получил должность заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ. В сферу его ответственности входило кураторство ФГУП «Почта России» и создание государственной информационной системы «ЖКХ».
«Стало понятно, что по 94 закону в области госзакупок работать очень тяжело, тогда начали прорабатывать новый закон — 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»», — вспоминает Алексей Ульянов. «А Евраеву нашли новое место работы», — говорит он. Между тем, по словам собеседника «Ленты.ру», значительная часть огрехов и недочетов практически в неизменном виде перекочевала в новый 44 закон. Обсуждение этого документа запомнилось тем, что позицию ФАС, призывающей не менять в тексте закона ни буквы, неожиданно для многих поддержал известный оппозиционер Алексей Навальный, с которым Евраев в свое время состоял в партии «Яблоко». Кстати, уже через четыре года с момента принятия 44-й ФЗ был также признан неэффективным.
Пикантная подробность: даже перейдя на работу в Минкомсвязи, Евраев не утратил интереса к сфере госзаказа. Как рассказал «Ленте.ру» один из активных участников рынка закупок, «именно с подачи Евраева министерство заказало у ФГБУ НИИ «Восход» систему «Независимый регистратор», хотя связистам она по большому счету нужна не была». «А вот антимонопольная служба нуждалась в этом инструменте гораздо больше, поскольку одна из ее важнейших задач — отслеживание сговоров на торгах путем участия аффилированных компаний, подающих заявки с одного IP-адреса, а также анализ ценового поведения. Обретя контроль над «Независимым регистратором», Евраев получил возможность прямо влиять на ход проходящих через систему торгов. Стоит ли теперь удивляться, что среди оспоренных ФАС сделок число мелких закупок превышает 75 процентов, а доля дел против малого бизнеса в общем числе дел ФАС по сговорам на торгах достигла 90 процентов? Подобные истории с крупным бизнесом можно пересчитать по пальцам», — говорит собеседник «Ленты.ру».
Что касается состояния и эффективности работы «Почты России», то здесь ничего объяснять не надо — они знакомы каждому россиянину. А вот с ГИС ЖКХ получилось интереснее. Заняв новое кресло, Михаил Евраев широковещательно заявил, что с 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ «запускается в промышленную эксплуатацию на всей территории страны». На внедрение системы было истрачено 2,3 миллиарда рублей. Однако уже в 2017 году комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовала заключение, согласно которому признать систему рабочей никак нельзя: «Огромное количество ошибок, низкая скорость работы, невозможность автоматической интеграции с информационными базами поставщиков услуг, которые в итоге вынуждены вносить данные практически в ручном режиме».
Опубликованный в январе 2018 года отчет Счетной палаты повторяет выводы специалистов РСПП: «ГИС ЖКХ в настоящее время не готова к полноценному запуску — низкий процент заполнения необходимой информацией не позволяет в полной мере использовать потенциал системы для предоставления гражданам информации в сфере ЖКХ и возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг».
На фоне вышесказанного решение правительства, не давшего согласия на назначение Евраева, кажется логичным. Вопросы вызывает тот факт, что неудавшийся соискатель пытается пройти согласование повторно.
Источник: Лента.ру.