Рабочая группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) установила, что база решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС), не является полной и исчерпывающей. Хотя к ноябрю 2013 года, согласно дорожной карте, в базе должны быть размещены все решения, до настоящего момента размещается не более 1/3. На доработку было отправлено предложение ФАС по приватизации государственных медицинских учреждений.
19 марта в АСИ состоялось заседание рабочей группы по мониторингу реализации «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». ФАС России отчиталась о создании на интернет-портале «Правовые акты Федеральной антимонопольной службы» единого раздела с исчерпывающим перечнем решений своих территориальных органов. Актуальная база появилась на сайте 1 ноября 2013 года, на данный момент в ней представлено 12 тысяч решений. В системе реализован поиск по множеству значений: название компании, сферы деятельности, ИНН, виды документов, подразделения ФАС.
Спорным оказался вопрос о концессионных торгах на рынке медицинских услуг. ФАС России предлагает пойти навстречу бизнесу и предоставить возможность предпринимателям выкупать ненужные государству профильные здания. Проблема вывода имущества из сфер здравоохранения, образования и культуры тянется со времен активной приватизации в 90-х годах прошлого века. Тогда соцучреждение просто закрывалось, а имущество продавалось на торгах без сохранения профиля деятельности. Подобные схемы актуальны и сейчас.
«В итоге получается, что государство одной рукой пытается сохранить объемы оказания медицинской помощи и объемы образовательных услуг, то есть строит новые специализированные здания. А второй рукой – аналогичное имущество активно выводит из этих сфер», — комментирует ситуацию Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России.
Подобная практика оказывает негативное влияние на конкуренцию в сфере медицинских услуг. Поэтому ФАС России инициировало создание дополнительных механизмов поддержки этой сферы. Прежде всего, это тщательное отслеживание в Росреестре имущества, которое используется для медицинских целей. А в случае принятия решения о закрытии такого учреждения, необходимо на концессионных торгах провести его продажу лицам, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения.
«Есть проблема с определением стоимости. Если она будет высокой, то на концессионные торги никто из сектора здравоохранения не придет, потому что здравоохранение и медицинские услуги в целом являются невысоко маржинальными продуктами. Инвестиции там окупаются лет через 10. Мы предлагаем определенные ограничения. Концессионная плата не может превышать одной трети от рыночной стоимости объекта», — комментирует Тимофей Нижегородцев.
Если торги объявлялись два раза и оба раза оказались несостоявшимися, здание можно будет выставлять на обычные торги. Но члены рабочей группы из Минэкономразвития России выразили несогласие с установкой предельного значения цены концессионной платы.
«Я не понимаю, почему мы должны только треть от цены устанавливать, это не будет способствовать сохранению профиля имущества. Просто придут те, кто будет еще дешевле выводить имущество», — полагает Кирилл Емельянов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России.
Андрей Шаронов также считает, что подобная инициатива выглядит странно: «Я не понимаю, как можно с общим аршином подходить, допустим, к двум больницам. В Москве, из последних примеров, 63-ю больницу отдали частнику в концессию на 50 лет. При этом частник заплатил 4 миллиарда рублей. И с другой стороны, есть объекты, которые за ноль выставляются на условиях реконструкции этого объекта. Ведь одно дело, когда предприниматель больницу берет и полностью реконструирует, оказывает там бесплатные услуги. Другое дело, когда он пол больницы переориентирует на платные услуги. Это две разные истории, которые требуют совершенно разного к себе подхода».
В итоге устранить разногласия по концессионным торгам не получилось. И стороны решили вернуться к рассмотрению этого вопроса в ближайшее время еще раз.
На заседании рабочей группы также обсудили и предстоящие изменения в ряде федеральных законов в части раскрытия информации в сферах естественных монополий и иных регулируемых областях.
«На практике сейчас получается, что фактически принятое решение и опубликованное решение – это разные решения. Иногда принятые решения и вовсе не публикуются. И про них знает только ограниченный круг лиц. Мы предлагаем ввести не только обязанность все раскрывать на специализированных интернет-порталах, но и жесткую ответственность в КоАПе за нераскрытие информации», — прокомментировал Максим Мулюкин.
ФСТ России также намерено для защиты прав и интересов потребителей ввести такое понятие, как «коммерческое качество обслуживания». Это поможет получить объективную информацию, как быстро поступает ответ на жалобу, сколько времени приходится дозваниваться до субъекта естественной монополии, до аварийной службы.