Директор НП «Профессионалы электронного рынка» (ПЭР, создано в 2012 году по инициативе операторов «Сбербанк-АСТ» и «Российский аукционный дом».— “Ъ”) Константин Раев напоминает, что принятые для обеспечения проведенного Минфином отбора операторов акты правительства «установили для них единые и дополнительные требования, а спустя три месяца после начала функционирования отобранных площадок предлагается вновь изменить, в частности, порядок подтверждения их соответствия установленным требованиям» и провести проверку до 1 марта. В действующей редакции проверка предполагается «только на предмет соответствия их требованиям по взаимодействию ЕИС и банков,— отметил господин Раев.— Фактически проект предполагает «проведение среди отобранных площадок очередного отбора по новым дополнительным правилам». Это «явно не соответствует поручению президента о сокращении количества и продолжительности проверок бизнеса в стране» и «не способствует стабильности и эффективности в сфере корпоративных закупок», говорит эксперт. Конституционный суд разрешает придавать обратную силу лишь таким правилам, которые устанавливают для граждан более льготный правовой режим, а ухудшающий их положение обратной силы не имеет, отмечают в НП ПЭР.
Адвокат Екатерина Смирнова, руководитель практики «Размещение заказа. Административное и судебное обжалование» юридической группы «Яковлев и партнеры», говорит, что проект Минфина — это удар по стабильности рынка. «Отобранные площадки проверили до 1 октября (2018 года.— “Ъ”), не предупреждая, что проверка будет двухэтапной. Постановление правительства не предполагало повторных проверок, да еще и по расширенным основаниям, такая дополнительная нагрузка фактически означает нескончаемое бремя регулирования»,— говорит эксперт. По мнению госпожи Смирновой, действия Минфина означают, что «регулятор недоволен отобранными площадками и новая проверка направлена на сокращение их числа, хотя реформа госзакупок еще осенью 2018 года должна была завершиться. Адвокат также считает, что поправки Минфина устанавливают чрезмерно широкий запрет привлечения операторами госзакупок третьих лиц, цель которого непонятна. Верховный суд ранее указывал, что такой запрет должен быть мотивированным и обоснованным.
Участники рынка отмечают, что под ударом в случае тотального запрета на взаимодействие с третьими лицами могут оказаться заказчики. Например, «Ростех» после реформы перевел закупки для малого бизнеса на Zakaz RF, оставаясь основным заказчиком аффилированного с этой площадкой оператора ООО ЭТП во главе с Александром Геллером. Каждая из этих площадок взаимодействует с «Ростехом» отдельно через его внешнюю закупочную систему, подчеркивает господин Геллер, отмечая, что, например, власти регионов размещают госзаказы у операторов через свои внутренние системы (связанные с управлением бюджетом) и, если это будет запрещено, под ударом окажутся не площадки, а заказчики.
Представитель одной из новых отобранных площадок уверен, что у Минфина и ФАС нет кадров и ресурсов, чтобы обеспечить полноценный технический аудит. На это требуется несколько месяцев, утверждает он, ссылаясь на опыт проведения одной из площадок коммерческого технического аудита.
Источник: Коммерсант.