За последний год Минпросвещение поменяло порядок экспертизы учебников и на этом основании резко сократило Федеральный перечень учебников, допущенных к преподаванию в школе. Тем самым фактически возникла монополия чиновников на издание учебных материалов, и как следствие нас неизбежно ждет падение их качества и рост цен, констатировали участники заседания думского Комитета по образованию и науке, рассмотревшего этот вопрос 20 марта.
Происходящее сегодня со школьными учебниками вызывает полное непонимание в обществе и в образовательном сообществе, заявил, открывая заседание, глава Комитета Вячеслав Никонов. Это относится и к вопросу о том, насколько школьные программы и стандарты соответствуют единым госэкзаменам; и прозрачности процедуры оценки учебников, а также порядку включения конкретных пособий в Федеральный перечень, не говоря о механизме экспертизы учебников и статуса последней. Например, никому не ясна роль введенной чиновниками дополнительной экспертизы, которой одни учебники подлежали, а другие нет. Перечень «непоняток» можно продолжить. Однако Минпросвет намерен и впредь придерживаться курса на жесткое государственное регулирование содержания образования и того, как идет этот процесс, продолжая жаловаться на «недостаточную конкретизацию и детализацию требований к результатам образования».
— Проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который содержит эти детализированные требования, уже находится на финальной стадии разработки, — сообщила замминистра просвещения Татьяна Синюгина. И его скорое принятие, по оценке чиновницы, «качественно изменит наше образование».
Понятно, что единый ФГОС предполагает единый учебник. И с этой целью Минпросвещения уже разработало радикальные изменения. В основу нового подхода чиновники положили идею забрать весь процесс экспертизы учебников «под себя»: Министерство станет как заказчиком работы экспертов, так и организатором их деятельности, а, главное, оставит за собой конечное решение о включении учебников в Федеральный перечень. Новый порядок формирования Перечня уже дорабатывается, но будет оглашен лишь после утверждения документа Министерством, отметила Синюгина.
Итогом этой бурной деятельности станет крайняя степень монополизации всего рынка учебников, не сомневаются участники слушаний: с нынешних 70% уровень монополизма возрастет до 90%, а это приведет как к росту цен, так и к падению качества.
Возникает и другая неприятность: «Предполагаемая Министерством процедура экспертизы представляется непрозрачной, — отметил депутат Госдумы Борис Чернышов. — Мы в России постоянно боремся с непрозрачностью и коррупцией. Но они почему-то всегда побеждают!»
Впрочем, главная проблема лежит еще глубже, отметил председатель комиссии по науке и образованию президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов:
— В соответствии с новым, январским 2019 года поручением президента, в России должна быть разработана персонифицированная система образования с индивидуальным подходом к обучению для каждого школьника. Предлагаемые же Министерством меры делают это невозможным. При этом особенно велик риск доминирования надзора за образованием над качеством образования, что вполне укладывается в схему «школа для ЕГЭ, а не ЕГЭ для школы». При таком раскладе логику задают органы контроля. А там, где доминирует контроль, замирает развитие.
Автор: Марина Лемуткина.
Источник: МК.