Один из крупнейших проектов по цифровизации экономики в России – государственая информационная система промышленности (ГИСП), созданием которой совместно с Газпромбанком занимается Министерство промышленности и торговли РФ. Система еще находится на стадии разработки, но на сайте уже представлен разнообразный функционал. Регистрация в ГИСП опциональна, однако на днях минфин Нижегородской области призвал все предприятия региона зарегистрироваться в системе, если они хотят принимать участие в госторгах в 2018 г.
По словам директора института повышения конкурентоспособности Алексея Ульянова, ГИСП – полезная система, но данные в ней явно неполные. «Даже если предположить, что государству удастся заставить все промпредприятия зарегистрироваться и заполнить данные, то они устареют на следующий же день. Это мы уже проходили в СССР – труд государства по получению полной информации о рынке напоминает сизифов, об этом прекрасно писал Фридрих Хайек, лауреат Нобелевской премии по экономике», – рассказал Алексей Ульянов. Он также отметил, что с точки зрения, управленческих решений смысл системы непонятен. «Основных игроков Минпром знает и так, а должен ли знать всех? Если есть такой интерес, можно спросить у региональных Минпромов, или Росстата, а не мучить бизнес очередными запросами. Если есть благое пожелание помочь бизнесу полезной информацией, то лучше государства эту функцию выполнит рынок – на нем много предложений по отраслевым исследованиям, поставщикам и т.д. – у бизнеса запрос всегда конкретный», – предлагает Алексей Ульянов.
Разместив информацию о себе о своей продукции, предприниматели смогут получать госзаказы, а власти Нижегородской области получат данные о местной продукции, которые можно использовать для продвижения товаров из региона на территории всей России и в странах Евразийского экономического союза.
«В основе ГИСП лежит идея о том, что надо собрать воедино информацию о производственных предприятиях, их возможностях и потребностях. А на основе этих данных можно строить и карты открытия новых производств, и атласы действующей промышленности, предоставлять иную подобную консолидирующую информацию, а также целевым образом предоставлять информацию для того или иного субъекта рынка (производственного предприятия, отраслевого союза, органа госвласти, инвестора)», – рассказал руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.
Однако производители могут столкнуться с техническими проблемами. Эксперт попробовал зарегистрироваться в системе и вот, что получилось: система выдает ошибку под названием «Необрабатываемое исключение». При этом на странице с описанием ошибки внизу «Copyright © 2007-2015 UNINETT AS».»А вы знаете, что UNINETT (https://www.uninett.no – именно эта ссылка и стоит внизу страницы) – это норвежская сеть разработчиков? Цитирую: «UNINETT develops and operates the Norwegian national research and education network…». Тем самым получается, что общероссийская государственная информационная система промышленности – создана и поддерживается норвежскими, а не российскими, разработчиками», – заметил Георгий Сухадольский.
Получается, что в погоне за цифровой промышленностью в ход идут все средства, хотя основная цель всего процесса – импортозамещение.
«ГИСП – это, с моей точки зрения, потенциально удобная платформа, но пока абсолютно пустая, – комментирует Станислав Гольдберг, зампредседателя Комиссии по обращению медицинских изделий «Опоры России». – Факт регистрации на сайте ничего не даст, поскольку и сегодня в системе можно найти практически любое предприятие, но с минимальной информацией. Часто просто название, даже без указания отрасли, в которой предприятие работает». Эксперт добавляет, что заполнение ГИСП – это гигантская работа, которую сам Минпромторг выполнить не сможет. Скорее всего, единственный путь – использовать отраслевые объединения. С другой стороны сами предприятия пока никак не заинтересованы заполнять свои блоки в системе, и не понятно, как их стимулировать. «Для примера, еще месяц назад вся медицинская номенклатура, которую можно найти в ГИСП, составляла несколько десятков изделий одной или двух компаний. При том, что по самым скромным подсчетам их должны быть десятки тысяч», – отмечает Станислав Гольдберг.
ГИСП – это, в первую очередь, удобная площадка для поиска необходимой информации о производителях, уверены представители комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок. Будущее системы зависит от активности производителей, актуальности и точности вводимой информации. «Важно отметить, что перечень данных, которые необходимо вносить в ГИСП, на данный момент носит избыточный характер. Такие данные могут быть использованы недобросовестными компаниями, в том числе и для подготовки документов в рамках закупочной деятельности. Уменьшение перечня сведений, предоставляемых в ГИСП, позволит эффективнее использовать данный инструмент, так как упростит процедуру размещения данных. Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области выбрало очень интересную форму для поддержания интереса к ГИСП, связывая ее использование с участием в закупках. Однако эта мера не должна носить обязательный характер, по крайней мере не на данном этапе. Активно объясняя преимущества регистрации в ГИСП, используя в дальнейшем статистику участия и побед компаний, зарегистрированных в ГИСП, в рамках системы государственных закупок, Минпромторг (в данном случае мы говорим о федеральном уровне) сможет добиться очень важного для рынка результата – актуальной системы, позволяющей всем участникам рынка оперативно получать информацию о потенциальных партнерах и об их возможностях», – отмечают эксперты.
Сейчас ГИСП включает в себя свыше 75 000 объектов, среди которых – промышленные и торговые предприятия, общественные объединения и отраслевые ассоциации, инжиниринговые и научные центры, проектные организации и органы власти. Все сервисы системы разделены на четыре группы: финансовые услуги, сервисы прямого заказа и кооперации, сервисы трансфера технологий, сервисы взаимодействия бизнеса и государства.
Если говорить о практических результатах, уже сегодня ГИСП позволяет промышленным предприятиям использовать сервисы пяти основных направлений. Это финансовые сервисы для поиска и получения государственной и частной поддержки, в том числе гипермаркет для доступа к электронным финансовым услугам, таким как банковская гарантия, факторинг, аккредитив и др., сервисы электронной торговой площадки для заказчиков и поставщиков, которые позволяют оценивать и консолидировать спрос на промышленную продукцию, структурировать предложение, делать прямые заказы, сервисы для трансфера технологий и кадров, которые дают возможность найти поставщиков высокотехнологичных услуг, интеллектуальной собственности, кадров, производственных мощностей, а также обеспечивают обмен документами с органами власти. Имеются и информационные сервисы, предлагающие в первую очередь анализ информации, представленной в системе. В их числе – атлас промышленности, планы импортозамещения, сведения о межотраслевых балансах и балансах производственных мощностей, структура потребления.
Источник: TORG94.