Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает на свободном допуске любых НПЗ к магистральным нефтепроводам в обмен на обещание инвестора довести в будущем глубину переработки хотя бы до 70%. Но рассчитывать на выполнение обещаний вряд ли стоит, потому что затраты на подобное производство составляют около одного миллиарда долларов, говорят эксперты. Привлечь такие инвестиции частные НПЗ в России не могут, поэтому их все проекты сведутся к перегонке трубопроводной нефти в нетоварный бензин, высокосернистый дизель и мазут.
В конце апреля антимонопольная служба вывесила на государственном Едином портале обсуждения нормативных актов проект изменений в Правила подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам. Нынешняя редакция Правил действует уже пять лет и устанавливает исчерпывающий перечень требований к желающим получать сырьё по трубе. ФАС предлагает отменить требования регистрировать НПЗ в соответствующем реестре Минэнерго и предоставлять подтверждение имеющимся с поставщиками договорам о поставках сырья на ближайшие три года. В ведомстве считают, что эти послабления позволят желающим построить собственный небольшой НПЗ (их называют мини-НПЗ или «самоварами») быстро нарастить выпуск в стране бензина. Впрочем, уверенность ФАС не разделяет ни профильное Министерство энергетики, ни нефтяные компании, ни владеющая нефтепроводами «Транснефть». Последняя компания как раз и отвечает за доступ к трубе и настаивает, что неконтролируемый отбор неизвестного заранее объёма нефти сделает технически невозможным поддержание необходимых параметров сырья. Такие незапланированные колебания основных параметров нефти грозят остановкой оборудования на крупных НПЗ, в один голос заявили нефтяники на январском совещании в Минэнерго, где рассматривался первый вариант предложенных ФАС поправок.
Есть в проекте ФАС ещё одно новшество, которое не укладывается в логику облегчения доступа к трубе. Ведомство предлагает расширить содержащееся в Правилах требование обеспечить глубину переработки не меньше 70% на «проектируемых, строящихся и реконструируемых заводах», добавив туда и уже построенные НПЗ. Одно это слово обещает грандиозные проблемы всем владельцам автомобилей в стране, потому что такую глубину переработки обеспечивают даже не все крупнейшие НПЗ, не говоря уже о тех же самых «самоварах». Но если закрытие последних никто кроме владельцев не заметит, то остановка не дотягивающих до этой планки (по данным на сайте «Роснефти») Комсомольского, Куйбышевского, Саратовского НПЗ и Рязанской нефтеперерабатывающей компании точно обернётся перебоями с поставками топлива на АЗС по всей стране.
Есть и ещё одна проблема, которая неизбежно возникнет в случае принятия «антимонопольных» поправок, — уверен независимый аналитик Роман Петроченков. Дело в том, что строительство современного НПЗ с глубиной переработки более 70% потребует инвестиций не меньше $1 млрд на каждый миллион тонн по сырью мощности в год. Эксперт считает, что найти такие средства могут только крупнейшие игроки на рынке, но они сейчас заняты реконструкцией уже имеющихся у них больших НПЗ. Так что жалоба в ФАС — это единственная надежда на спасение «самовара». Потому что с 1 января 2015 года пошлины на экспорт мазута поднимут до уровня пошлин на светлые нефтепродукты. Это верная смерть для «самоваров», вся бизнес-модель которых строится на продаже за рубеж мазута под видом нефти. «От поправок ФАС мы получим много «самоваров», которые не смогут произвести ни единого литра бензина, отвечающего действующим в стране экологическим стандартам «Евро-3″ с перспективой их ужесточения. Зато они наводнят рынок мазутом, которого мы и так производим на 66 млн тонн больше, чем нужно на внутреннем рынке. В итоге цены на никому не нужный в России мазут упадут, а вместе с ними снизится и рентабельность больших НПЗ, которые его тоже производят. Они начнут сокращать свои программы модернизации и вскоре страна столкнётся с недостатком качественных бензина и дизеля, потому что крупнейшие нефтепереработчики не успеют нарастить их производство», — говорит Роман Петроченков.
Интригу ситуации придают и недавно просочившиеся в прессу детали межведомственной переписки вокруг предлагаемых ФАС изменений в Правила. Эти документы дают повод заподозрить заместителя руководителя антимонопольной службы Анатолия Голомолзина в лоббировании интересов вполне конкретного предприятия — ЗАО «Парк индустриальных технологий» (или «Парк ИНТЕХ») — на основании заявки которого ведомство и развернуло всю эту кампанию. Именно Голомолзин подписывал письма со стороны ФАС. Как пишет высокий чиновник, данное предприятие, не внесённое в реестр НПЗ Минэнерго, обратилось в ФАС с жалобой на отказ «Транснефти» выдать технические условия на подключение его к системе магистральных нефтепроводов. Свою потребность в нефтяных ресурсах в объеме 1 млн тонн в год ИНТЕХ объясняет «проведением научных исследований в области переработки нефти». Однако в своих письмах, приложенных к переписке, потребности в таких исследованиях не подтвердила ни одна из нефтяных компаний. Кроме того, нефтяные компании отказались подтверждать и возможность поставки сырья на данный НПЗ.
Между прочим, даже в данном конкретном случае легальные закупки нефти без долгосрочных контрактов невозможно физически, потому что согласно отраслевому балансу, поставки нефти расписаны на годы вперёд, а весь объем торгов нефтью за 2013 год на бирже СПбМТСБ составил лишь 1,017 млн тонн. По мнению экспертов, под видом экспериментального производства, поддерживаемого местной администрацией, пытаются легализовать строительство частного нефтеперерабатывающего завода с небольшой глубиной переработки, а высокопоставленный чиновник Анатолий Голомолзин фактически лоббирует интересы не только владельцев «Парка ИНТЕХ», но и всего теневого, полукриминального нефтяного бизнеса в стране.
Источник: Актуальные новости