«Применительно к лекарствам получается вот что. Производители лекарств, которые уже присутствуют на рынке, застигнуты врасплох и, конечно, уже никак не смогут приспособиться к изменению законодательства. Другое дело, что теперь при выходе на российский рынок каждая компания будет всерьез задумываться о последствиях. О том, что, однажды войдя на этот рынок, она подвергает себя, в том числе, риску того, что права интеллектуальной собственности на ее препарат будут переданы российскими властями кому-то еще. Это вещь как минимум очень непростая и может подвернуть риску жизнь российских пациентов, потому что риск для жизни – это не только ситуация, когда товар оказывается дорогим, но и ситуация, когда товар не присутствует на рынке вообще ни по какой цене. И мы знаем, что таких ситуаций немало – на российском рынке отсутствуют многие препараты».
«У меня есть довольно большие сомнения в ценности законодательства об интеллектуальный собственности, и такой же точки зрения придерживают другие некоторые экономисты. Их не большинство, но среди них есть фигуры довольно значимые. В то же самое время инициатива ФАС по производству лекарств в ее нынешнем виде вызывает у меня довольно большую озабоченность – в первую очередь, с точки зрения возможных последствий. Главных опасений два. Мы живем в мире, где большинство людей признают ценность прав интеллектуальной собственности, это признают и российские власти, и власти других стран. И, самое главное, антимонопольный закон, который хотят использовать для преодоления прав интеллектуальной собственности, «высверливания» дырок в этих правах, касается исключительно товаров, которые уже присутствуют на рынке. Антимонопольные законы ни в России, ни где-либо еще не приспособлены к тому, чтобы заставить какую-то организацию продавать товар на этом рынке, или для того, чтобы разработать или придумать этот товар. Сейчас добавляется еще один риск – ситуация, когда иностранцы знают, что к ним относятся подозрительно и не очень доброжелательно. Мы получаем эту норму сейчас, в разгар протекционистской компании, когда эта норма может стать серьезным препятствием для допуска на рынок новейших препаратов. Хотя, конечно, те препараты, которые уже продаются на рынке, никуда деться не смогут», – сказал Вадим Новиков.
О том, что Федеральная антимонопольная служба начала обсуждение поправок в закон о конкуренции и Гражданский кодекс, касающихся производства лекарств без согласия обладателя патента, сообщила 1 марта газета «Ведомости». По ее информации, речь идет главным образом о патентах на лекарства и медицинские изделия, чьи правообладатели злоупотребляют своим доминирующим положением и отказываются производить или поставлять лекарства в Россию, объяснили в ФАС.
В то же время опрошенные газетой эксперты не исключили, что применение подобной меры может привести к отказу иностранных компаний регистрировать лекарства в России.
Источник: Polit.ru