Федеральная антимонопольная служба (ФАС) недовольна состоянием конкуренции на рынке медицинских изделий, следует из распространенных пресс-службой ведомства слов начальника управления контроля социальной сферы и торговли ведомства Тимофея Нижегородцева. В частности, это касается ключевого вопроса – порядка определения взаимозаменяемости таких товаров, заметил он: «До сих пор мы не можем обеспечить возможность доступа российских производителей на недискриминационной основе к госторгам на основе экспертизы о взаимозаменяемости аналогичных, эквивалентных медицинских изделий».
Медицинские изделия – устройства для диагностики, профилактики и лечения заболеваний. К ним относятся медицинские инструменты, мебель, расходные материалы – реактивы, шприцы, бинты, приборы, а также аппараты – вплоть до томографов.
Рынок медизделий в 2018 г. составил 417 млрд руб., говорит директор ООО «Медрелис» Юрий Матвиенко. Из них 294 млрд руб. – госзакупки, остальное – частный сектор. Только 20,9% рынка пришлось на отечественных производителей, уточнил он.
Конкуренции на рынке медицинских изделий как не было, так и нет, констатирует ФАС в проекте доклада о состоянии конкуренции. Этот рынок по-прежнему высококонцентрированный. В открытых источниках нет информации о медизделии – инструкций по применению, технических характеристик. Поэтому участники закупок предоставляют разные комплекты документов, подтверждающие технические и функциональные характеристики товара, полнота и достоверность которых не может быть оценена заказчиком. Картелями охвачена практически вся территория России, говорится в проекте доклада.
Самая острая проблема – взаимозаменяемость медизделий, без нее цены не снижаются, бюджетные расходы необоснованно велики, а товары для пациентов малодоступны, констатирует ФАС. Для взаимозаменяемости нужна стандартизация изделий при помощи каталога. Если вопросы стандартизации не решены, то госзаказчик может манипулировать закупкой, исключая российских производителей, предупредил Нижегородцев. Но в этом вопросе возможности ФАС ограничены, поскольку определять эквивалентность медизделий может и должен Минздрав, заявил он.
Формирование позиций каталога идет по плану и должно быть завершено до декабря 2019 г., говорит представитель Минздрава. А дальше будет поэтапно увеличиваться локализация производства, включая взаимозаменяемость.
ФАС также предлагает не переводить госзакупки медизделий из режима электронных аукционов на конкурсные процедуры, так как последние содержат больше возможностей для ограничения конкуренции. На аукционах можно закупать только идентичную (одинаковую до безразличия) продукцию, спорит партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Евгений Вдовин. А однородную (сходную, но имеющую отличия) можно закупать только на конкурсах, присваивая баллы за свойства. Медицинские изделия, как правило, однородные, а не идентичные товары, подчеркнул Вдовин. Если их описать излишне обобщенно, стандартно, возникнет опасность, что закупать придется самые низкокачественные аналоги да еще и по цене выше рынка, говорит он.
В России есть ряд поддерживающих отечественного производителя программ. Это и субсидии на производство, НИОКР, налоговые льготы, поддержка при госзакупках – правило «третий лишний» по ряду медизделий, – но все это работает для производителя, когда он уже вывел свой продукт на рынок, замечает Матвиенко. Ирония в том, что многие отечественные производители годами не могут зарегистрировать свое изделие и воспользоваться всеми льготами от правительства, признает он. Необходимо снизить регистрационные барьеры при выводе отечественных медизделий на рынок и усилить пострегистрационный контроль за их обращением, считает эксперт. Это даст толчок для развития отрасли, при этом обеспечит должный уровень безопасности пациентов.
В закупках медизделий, как и во всех остальных, самый главный вопрос – по какой цене покупать, ведь в рыночных конкурентных условиях цена отражает качество продукции: можно купить похуже и подешевле или получше и подороже, объясняет Вдовин. Именно цену надо указывать в каталоге товаров для госзакупок. При излишней стандартизации есть риск переплатить – если брать среднюю цену, то может получиться, что вы купите дороже самый дешевый товар, это не экономия, отмечает он.
Автор: Екатерина Мереминская.
Источник: Ведомости.