Правительство может усилить ручное регулирование топливного рынка. ФАС, уже заставив нефтекомпании заморозить цены на АЗС, хочет фактически зафиксировать наценку на бензин и дизельное топливо как на стадии мелкого опта, так и в рознице. Утвердить это регуляторно в конкурентной отрасли государство не может, но ФАС считает, что данная мера должна быть записана в торговой политике нефтекомпаний. Эксперты считают, что идея ухудшит и так сложное положение независимых АЗС.
В торговые политики нефтекомпаний нужно внести требование оперативно снижать цены на топливо в мелком опте и рознице вслед за биржевыми котировками, заявил 28 июня заместитель главы службы Анатолий Голомолзин. «Сейчас трансляция к снижению цен в мелкий опт и розницу идет с большой задержкой и гораздо медленнее, чем когда цены повышаются»,— пояснил он. В ФАС не дали дополнительных комментариев, в нефтекомпаниях на запросы “Ъ” не ответили.
Основными мелкооптовыми продавцами (на нефтебазах) являются крупные нефтекомпании, а покупателями — АЗС, в том числе и независимые. Сейчас на практике, если цена на биржевых торгах падает, цены на нефтебазах и АЗС, скорее, удерживаются почти на прежнем уровне. Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» говорит, что мелкооптовые цены снижаются медленнее, чем растут, «при росте биржевых цен участники рынка в регионах стремятся закупить больше дешевых нефтепродуктов, что быстро вымывает мелкооптовые партии с рынка». При снижении цен на бирже рынок стремится закупать нефтепродукты там, и спрос перетекает туда с мелкого опта, говорит эксперт.
Торговые политики крупных нефтекомпаний согласованы с ФАС в 2010-х годах для прозрачности сбыта, ценообразования и предупреждения нарушений. Они внедрены после бензинового кризиса 2011 года, когда ФАС выставляла многомиллиардные штрафы нефтекомпаниям, завышавшим цены.
Служба регулярно предупреждает компании о нарушениях на топливном рынке, но столь крупные штрафы больше не выносила. Но после резкого скачка цен на топливо в апреле—мае правительство пошло на ручное регулирование рынка, обязав нефтяников заморозить цены на АЗС. Взамен им снизили акцизы на бензин и дизтопливо. А при дальнейшем росте цен Белый дом грозил повысить вывозные пошлины, снизив привлекательность экспорта.
По данным Росстата, цены на бензин с начала года выросли на 8%, на 0,8% — в июне, в среднем до 43 руб. за 1 л бензина.
На СПбМТСБ в июне АИ-92 и АИ-95 подешевели почти на 5 тыс. и 3 тыс. руб. за тонну соответственно, но к концу июня цены постепенно стабилизируются.
ФАС действует в тренде ручного регулирования, отмечает глава «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина. «Если ФАС захочет все сделать официально, необходимы поправки к закону о конкуренции в части правил недискриминационного доступа на рынки и особенностей трансляции цен на понижение по бензину,— полагает юрист.— Или ввести отдельный механизм для такой ситуации, формально сейчас его нет». По мнению партнера юридической компании «НАФКО-Консультанты» Ирины Мостовой, меры ответственности за несоблюдение условий ФАС по торговым политикам будут, скорее всего, стандартными: предупреждения, предписания устранить нарушение, возбуждение административного дела, назначение оборотного штрафа.
Ценообразование на рынке нефтепродуктов становится все более зарегулированным, это создает риски и для нефтекомпаний, и для независимого топливного рынка, считает Михаил Турукалов.
Гендиректор НП «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз отмечает, что идея ФАС усложнит и так несладкую жизнь независимой розницы: при снижении цен на бирже и синхронном снижении в рознице потери независимых АЗС вырастут, исчезнет возможность компенсировать накопленный убыток за время высоких оптовых цен. По мнению господина Турукалова, условие ФАС можно выполнить за счет формулы расчета мелкооптовой и розничной цен от биржевой, но если цена на бирже будет расти, то у регуляторов не будет основания требовать заморозки или снижения цен на АЗС.
Источник: Коммерсант.