Прозрачность закупок государственных компаний в первом полугодии 2019 года увеличилась, констатировал Минфин на основании мониторинга закупок. В то же время объем официальных закупок государственных предприятий сохранил тенденцию к сокращению, а число тех, кто претендовал на выполнение этих заказов, снизилось. Как пишет газета «Коммерсантъ», если в первом полугодии 2019 года на один заказ приходилось примерно 1,3 поставщика, то годом ранее эта цифра составляла 1,5.
О том, почему показатели на рынке закупок государственных компаний меняются подобным образом, и о том, что может означать сокращение числа поставщиков, которые проявляют интерес к таким закупкам, рассказал Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности.
«Думаю, тенденция сокращения объемов закупок у государственных компаний связана с происходящим в российской экономике. Наш государственный сектор, который составляет немалую долю в экономике (тут мнения экономистов расходятся: одни называют цифру около 50%, другие – близкую к 70%, но все сходятся в том, что доля эта весьма значительна), реагирует на эти процессы. А экономика, как мы видим, практически находится в стагнации, и только благодаря поддержанию относительно высоких цен на нефть мы не скатываемся в спад.
Отсюда и падение закупок у госпредприятий. Ведь если предприятия не видят перспектив будущего, то их инвестиционные программы будут соответствующим образом корректироваться в сторону уменьшения. Что не может не отражаться и на закупках.
Что же касается уменьшения числа претендентов на каждый заказ с 1,5 до 1,3 за год, то эта цифра достаточно лукавая. Мне кажется, в этой сфере у нас исходят из совершенно неверной посылки, которую изначально сделали регуляторы. Они, например, долгое время отказывались и все еще отказываются признавать конкурентными такой вид закупок, как конкурентные переговоры. Причем в названии слово «конкурентные» есть неслучайно, и во всем мире это считается конкурентным способом закупок. А у нас – нет.
ФАС и Минфин запретили этот способ для госзакупок, для госкомпаний также пытаются ограничить его применение и свести к минимуму. Хотя на деле конкурентные переговоры – это оптимальный способ для многих сложных видов товаров, работ, услуг. При этом способе заказчик ведет переговоры с несколькими поставщиками, добиваясь более выгодных для себя позиций по цене, условиям поставок или товару. У нас же всему предпочитают аукцион, который в ЕС фактически запрещен. И в США умным заказчикам настоятельно рекомендуют аукцион не проводить, поскольку тот ведет и к мошенническим схемам, и к монополизации рынков.
Дело в том, что для аукциона заказчик, будь то госпредприятие или чиновник, описывает все неценовые характеристики товара (считается, что это «прозрачно»), а потом еще и устанавливает начальную цену. Прямым следствием этого и все большего распространения аукционов и на сферу госзакупок, и на сферу закупок госкомпаний является то, что тендеры все больше «затачиваются» под конкретного поставщика. Потому что никому не хочется тратить много усилий, чтобы подробно прописать товар для аукционной документации, если можно просто просить «помощь со стороны».
Эту помощь окажет потенциальный поставщик – естественно, небезвозмездно. И все это прекрасно понимают. И даже не суются, понимая, что вся так называемая конкуренция превращается в имитацию.
Если бы Минфин и ФАС действительно были озабочены развитием конкуренции, то изобретать велосипед им не пришлось бы – для ее развития есть множество способов. Например, и в коммерческих закупках, и в госзакупках развитых стран применяется такой: тендер делится между несколькими поставщиками. Чтобы не как в аукционе было, когда победитель получает все, а остальные просто уходят с рынка (некоторые фирмы в результате просто умирают), а чтобы тендер охватывал несколько участников и чуть больше заказа доставалось первому, чуть меньше – второму и так далее.
Весь коммерческий сектор не случайно живет именно так – это страхует от многих рисков и, поддерживая всех участников, создает конкурентную среду. Но у нас про это вообще не говорится, потому что противоречит столь любимой нашими ведомствами идее аукционов. Если бы мы госкомпаниям и в рамках госзаказа просто предписывали – как минимум по отдельным крупным тендерам, отдельным видам товаров и услуг – выбирать не одного, а нескольких поставщиков, у нас они бы сами собой появились. Но этого не происходит, потому что, видимо, нужна как раз имитация, а не результат настоящей конкуренции», – сказал Алексей Ульянов.
Источник: Давыдов.Индекс.