20 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 08.03.2015 № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон). Изменениями декриминализирована часть деяний и введено новое условие освобождения от уголовной ответственности за ограничение конкуренции.
Основные изменения
Закон сузил возможность привлечения лица к уголовной ответственности за ограничение конкуренции, декриминализировав неоднократное злоупотребление доминирующим положением в форме установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок.
Также Закон уточнил объективную сторону состава преступления, исключив ответственность за недопущение или устранение конкуренции. К уголовной ответственности лица будут привлекаться только за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило крупный (особо крупный) ущерб гражданам, организациям или государству либо такое деяние повлекло извлечение дохода в крупном (особо крупном) размере.
Кроме того, в десять раз увеличены пороговые значения, которые необходимы для квалификации противоправного деяния в сфере антимонопольного регулирования в качестве преступления, а именно, определяющие «доход в крупном размере» (свыше 50 млн. руб.), «доход в особо крупном размере» (свыше 250 млн. руб.), «крупный ущерб» (свыше 10 млн. руб.), «особо крупный ущерб» (свыше 30 млн. руб.).
Такое существенное повышение показателей дохода и ущерба будет способствовать тому, чтобы уголовному преследованию подвергались только лица, противоправные деяния которых действительно представляют общественную опасность состоянию конкуренции.
Закон в дополнение к уже имеющимся ввел новое условие освобождения лица от уголовной ответственности – добровольное сообщение лицом первым из числа соучастников преступления о совершении данного преступления.
Поскольку освобождение от ответственности возможно лишь при наличии совокупности всех условий, введение данного дополнительного условия может быть расценено как ухудшающее положение иных участников картеля, которые сообщили о своем участии в картеле уже после сообщения первого из числа соучастников. Следовательно, новая редакция ст. 178 УК РФ по смыслу ст. 10 УК РФ обратной силы не имеет и должна применяться к отношениям, возникшим уже после вступления в силу Закона, т.е. после 20 марта 2015 г.
С учетом ранее существовавших случаев возбуждения уголовных дел по ст. 178 УК РФ при освобождении лиц от административной ответственности (примечание 1 к ст. 14.32 КоАП РФ), введение указанного дополнительного условия может и не привести к унификации практики освобождения от административной и уголовной ответственности за создание картеля.
Новая редакция примечания 3 к ст. 178 УК РФ прямо не предусматривает возможности освобождения должностных лиц или иных работников юридического лица от уголовной ответственности в случае, если такое юридическое лицо (соответствующее должностное лицо, иной работник) были ранее освобождены от административной ответственности в порядке, предусмотренном в примечании 1 к ст. 14.32 КоАП РФ. Напротив, при наличии признаков совершенного преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности по основаниям, указанным в этом примечании, возможно исключительно в рамках уголовно-правовых процедур и при наличии совокупности всех условий.
Кроме того, постановление антимонопольного органа о прекращении производства по делу в связи с освобождением от административной ответственности в порядке, предусмотренном в примечании 1 к ст. 14.32 КоАП РФ, не будет иметь преюдициального значения по смыслу ст. 90 УПК РФ для уголовного процесса, а может быть лишь приобщено к материалам уголовного дела как доказательство в качестве иного документа (п. 6 ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ), которому в рамках уголовного процесса может быть дана соответствующая оценка в совокупности с другими доказательствами.
Таким образом, освобождение юридических лиц и их должностных лиц от административной ответственности в порядке примечания 1 к ст. 14.32 КоАП РФ не исключает риска возможного уголовного преследования таких должностных лиц по ст. 178 УК РФ.
О чем подумать и что предпринять
Указанные изменения в целом свидетельствуют о либерализации уголовной ответственности за ограничение конкуренции, предусмотрев ее за самые опасные нарушения антимонопольного законодательства – картели, что соответствует подходам, существующим в законодательстве других стран.
Вместе с тем, с учетом ранее существовавших случаев возбуждения уголовных дел по ст. 178 УК РФ при освобождении лиц от административной ответственности в порядке примечания 1 к ст. 14.32 КоАП РФ, следует отслеживать практику применения новой редакции ст. 178 УК РФ.
В связи с возможностью привлечения к уголовной ответственности должностных лиц или иных работников юридического лица за ограничение конкуренции по ст. 178 УК РФ компаниям следует учитывать это при наделении определенными функциями и полномочиями своих сотрудников и оценке возможных рисков привлечения сотрудников компании как административной, так и к уголовной ответственности. Таким образом, были учтены все замечания Деловой России к проекту поправок в статью 178 УК РФ, а именно:
— исключена уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим положением;
— сохранена диспозиция ч.1 ст. 178 УК РФ (исключена возможность привлечения за сам факт заключения соглашения, в т.ч. устного);
— ФАС не наделяется полномочиями по оперативно-розыскной деятельности (ОРД), материалы ОРД в ФАС передаваться не будут;
— пороги дохода и ущерба в крупном и особо крупном размере в целях привлечения в уголовной ответственности увеличены в 10 раз;
— не будет введена обязанность ФАС направлять материалы картельного дела в МВД.
Источник: журнал Конкуренция и право