«Меры по импортозамещению в целом можно приветствовать, — считает директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. — Особенно в таких важных отраслях, как авиационная и морская техника. Это связано с тем, что авиа- и судостроение пожалуй, имеют наибольшее количество смежников по сравнению с другими отраслями. То есть развитие отечественного судостроения и авиастроения может оказать максимальный мультипликативный эффект на смежные производства всевозможных комплектующих и материалов», — отмечает он.
«Несмотря на некоторые локальные успехи («Сухой Суперджет», танкеры, построенные для Совкомфлота на «Адмиралтейских верфях», техник для освоения шельфа и т.д.) к сожалению, мы до сих отдаем иностранным поставщикам авиа- и морской техники 50-80% внутреннего рынка, не говоря уже об уходе с международных рынков, — отмечает Ульянов. — Будем надеяться, что меры по стимулированию закупок госкомпаниями отечественной техники переломят эту ситуацию.
Сейчас госкомпании согласовывают с правкомиссией по импортозамещению закупки определенных товаров, работ и услуг (прежде всего речь идет о продукции машиностроения), только если выделенный на них бюджет превышает 10 млрд рублей. После принятия закона правительство также сможет определять перечни товаров, работ и услуг, в т.ч. аренды, которые требуют согласования и при более низкой стоимости закупки. Заказчики, в том числе негосударственные компании, которые получают господдержку, должны будут согласовывать эту закупку с правительственной комиссией.
«Основная продукция авиационной и судостроительной промышленности, производимая на территории России, имеет стоимость менее 10 млрд рублей и, не являясь товаром, закупаемым для реализации инвестиционных проектов, не включена в перечни видов продукции машиностроения, закупки которых необходимо согласовывать с комиссией. Заинтересованные организации закупают аналогичные товары за рубежом, что оказывает негативное влияние на развитие отечественной авиационной и судостроительной промышленности», — говорится в сообщении. Таким образом в правительстве рассчитывают повысить эффективность контроля за закупками госкомпаний за рубежом.
Подобная техника приобретается пусть и не очень часто, но стоит достаточно дорого, поэтому для обеспечения технологической независимости и решения задачи импортозамещения финансовые расходы на большие суммы будут требовать отдельного согласования, пояснил Т94 гендиректор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский.
Однако новое регулирование может создать дополнительные барьеры, предупреждает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. «Каждое новое согласование увеличивает трудоемкость, а значит и стоимость закупки. Странна сама постановка вопроса: если российская техника хороша (в отношении авиации это можно утверждать безо всякой иронии), то госкомпании и так будут покупать именно её. Если же в правительственные перечни попадёт заведомо неконкурентоспособная техника, то действительно ли можно назвать эффективной закупкой обеспечение гарантированного рынка сбыта именно для такой техники?», — указывает он.
Поддержка собственных производств – это хорошо, и в рамках 223-ФЗ она уже реализуется самым рациональным образом, причём не только для морской и авиационной техники, согласен Казанцев. «Однако навязывание покупателям определённого поставщика или даже группы поставщиков, пусть даже в рамках политики импоротозамещения, в долгосрочной перспективе будет не поддерживать эти виды производства, а создавать условия для их стагнации и деградации. Если не будет конкуренции, то не будет и стимулов для развития», — предупреждает он.
Источник: TORG94.