Немецкая химическая и фармацевтическая компания Bayer подала в суд на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), сообщил руководитель службы Игорь Артемьев «Интерфаксу». Иск к ФАС в Арбитражный суд Москвы Bayer подала 8 февраля, следует из картотеки арбитражных дел, компания требует признать решения службы незаконными, говорится в карточке дела на сайте суда. Иск пока не принят к производству. Три юридических лица Monsanto привлечены к иску в качестве третьих лиц.
Речь идет о глобальной сделке: в 2016 г. Bayer договорилась приобрести Monsanto за $66 млрд. Если регуляторы заинтересованных стран согласуют сделку, появится мировой лидер в производстве гербицидов и генетически модифицированных семян.
В ноябре ФАС сообщила, что согласует сделку, если Bayer поделится с российскими компаниями технологиями в области селекции семян, необходимыми для создания новых сортов и гибридов, применимых в российском климате, а также базами данных для цифрового земледелия. Служба объясняла свои требования тем, что слияние нанесет урон российскому рынку: возникнут риски для конкуренции. У объединенной компании, по версии ФАС, будут значительные возможности выпускать семена сельскохозяйственных культур с заданными признаками. Кроме того, в распоряжении Bayer окажутся массивы больших данных и ключевые алгоритмы в сфере цифрового земледелия, что позволит ей предлагать производителям пакетные агротехнологические решения. Все это с большой вероятностью приведет к доминированию объединенной компании на российском рынке и созданию барьеров для других компаний, не имеющих таких ресурсов, решила ФАС.
«Это наш первый суд с ними. Они подали [иск] на той неделе и заявили, что готовы эту сделку не совершать на территории России, вообще отсюда уйдут», – сказал Артемьев «Интерфаксу».
Представитель Bayer это не комментирует. Он подтвердил «Ведомостям», что иск подан, но предупредил, что пока стороны продолжают диалог и соглашения с российской стороной не достигнуто. Иск носит процессуальный характер и не отменяет возможности переговоров, заключает представитель Bayer.
ФАС, в свою очередь, изучает иск и надеется на мирное урегулирование, говорит замруководителя ведомства Андрей Цыганов.
Центр трансферта технологий создан на базе Высшей школы экономики (ВШЭ). Bayer за пять лет должна обеспечить передачу ключевых технологий по неэксклюзивной лицензии, рассказывал директор Института права и развития «ВШЭ-Сколково» Алексей Иванов. По задумке ФАС технологии смогут применять российские компании – как небольшие семеноводческие фирмы, так и крупные агрохолдинги, не бесплатно, но со скидкой 50% к рыночной цене, которую установит центр трансферта технологий при ВШЭ совместно с другими участниками проекта, делился Иванов. Все это приведет к технологическому обновлению российского семеноводства и запуску цифрового земледелия.
После того как ФАС выставила свои требования, представители Bayer не раз приезжали в Россию для обсуждения механизма передачи технологий, продолжает Иванов, и российская сторона предлагала множество компромиссных вариантов трансферта. Но представители немецкой компании, как оказалось, готовы были делиться только коротким списком технологий селекции культур, сетует он, а этого явно недостаточно, чтобы выполнить требования ФАС. Иск, поданный сейчас, скорее всего, не защитит интересы Bayer: требования ФАС на данном этапе – предложение, которое необходимо проработать и представить регулятору, чтобы он мог принять окончательное решение. Пока нечего оспаривать, уверен он: если бы Bayer четко ответила, что не готова исполнять предварительные условия, выставленные ФАС, сделка была бы заблокирована и это, уже окончательное, решение можно было бы оспорить. Пока же этот шаг выглядит скорее попыткой надавить на ФАС, полагает Иванов.
Действия Bayer и заявление о намерении уйти с российского рынка продиктованы желанием укрепить переговорные позиции, согласен старший юрист компании BMS Law Firm Тарас Хижняк. Пока ФАС не вынесла решения о ходатайстве о сделке, представители Bayer могут пытаться оспорить сам факт предъявления требований о передаче технологий либо размер, в котором эти требования предлагается передать, говорит партнер Art de Lex Ярослав Кулик.
Представитель Monsanto от комментариев отказался
Источник: Ведомости.