Предложение главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева об изменении действующей системы продажи авиабилетов всерьез встревожило Минтранс. Сотрудники ведомства начали спешно разбираться в сложившейся ситуации. Напомним, в конце февраля Артемьев заявил, что используемая ныне система бронирования (когда билеты дорожают по мере приближения дня вылета) его не устраивает, и предложил уничтожить эту систему, создав «свою».
Подобное предложение вызывало недоумение у аналитиков: «Предложение ФАС полностью противоречит мировой практике и практике сложившейся в других видах бизнеса», — заявил глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Он напомнил, что нынешняя система действует по всему миру еще с конца 70-х годов прошлого века. И за все это время ни в одной стране мира к ней не было претензий — ни у регуляторов, ни у авиакомпаний, ни у самих пассажиров, которым она дает шанс купить билет по действительно низкой цене.
Недоумение аналитиков поддерживают и участники рынка. Одним из первых свое отношение к предложению ФАС высказал гендиректор авиакомпании «Ютэйр» Андрей Мартиросов. «Ничего подобного я не слышал нигде, ни от одного регулятора в мире», — возмутился он. «Действующая система продаж позволила предоставить рынку тарифы, чтобы пенсионеры и студенты могли за три месяца до вылета купить билеты дешево, а бизнесмен, который покупает билеты накануне вылета, платил дороже. За счет того, что одни платят больше, другие платят меньше».
Тем временем ФАС предлагает как раз усреднить стоимость. Эксперты уверены, что в этом случае антимонопольщики противоречат сами себе, поскольку в случае «усреднения» стоимости ни о какой низкой цене на билеты не может быть и речи. Вдобавок подобная схема нанесет непоправимый урон самим авиакомпаниям. «Последствия для авиакомпании будут неизбежно плачевными, потому что объем продаж с момента попадания билетов на рынок и едва ли не до самого отлета будет минимальным, — отметил Пантелеев, — дорогие билеты продать просто не удастся. Соответственно, оно не получат колоссальный объем выручки и моментально это скажется на их финансовом положении».
По мнению гендиректора «ЮТэйра», если продавать билеты по единому тарифу, экономика авиаперевозок будет разрушена. «Эта система не будет существовать», — сказал он. Мартиросов отметил, что бизнес авиакомпаний — один из наиболее конкурентных в России. «Он гораздо более конкурентен, чем топливный бизнес, аэропортовый, — пояснил он. — Почему коллеги из ФАС объявили год авиакомпаний, нам непонятно». «Мы, «Сибирь», «Аэрофлот» и «Трансаэро», не вылезаем из судов, — добавил Мартиросов. — Нас ловят, штрафуют за какие-то несуществующие ценовые сговоры, выставляют серьезные штрафы за те преступления, которые мы не совершали».
Позицию «ЮТэйр» поддержали и в «Аэрофлоте». Там заявление ФАС тоже встретило непонимание. В компании уверены, что требования ФАС не приведут ни к чему хорошему — билеты не подешевеют, средняя цена не изменится, а вот действительно дешевые билеты исчезнут из продажи навсегда. Эксперты уверены, что изменения, на которых настаивает антимонопольное ведомство, ударят по карманам наиболее незащищенной части авиапассажиров и снизят пассажиропоток авиационной отрасли в стране. По словам специалистов, ФАС просто не совсем понимает принципы аваибизнеса. «В регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли, — отмечает замгендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. — ФАС не понимает тарифной политики авиакомпании. Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний».
Зато проблемы авиабизнеса прекрасно понимают в Минтрансе. К слову, там к нынешней системе бронирования нет никаких претензий. «Авиаперевозки — один из самых конкурентных видов бизнеса, как на внутреннем, так и международном рынках, — отмечают в Минтрансе. — Существующая сегодня система тарифообразования позволяет предлагать самый широкий спектр тарифов. Система управления доходами формируется авиакомпаниями и их коммерческая политика является прерогативой хозяйствующих субъектов».
В министерстве напомнили, что «за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами несет менеджмент авиакомпаний, а не ФАС». «Рентабельность авиаперевозок находится в пределах 1,5-3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах», — отметили в Минтрансе. Сейчас в Минтрансе изучают сложившуюся ситуацию, после чего вопрос планируется обсудить с экспертным сообществом.
Источник: ИА REGNUM