Связано это с тем, что «профильный» департамент Министерства финансов возглавила Татьяна Демидова, до этого долгое время возглавлявшая управление контроля госзаказа Федеральной антимонопольной службы. Эксперты называют ее членом команды Артемьева, особенно учитывая, что она является супругой другого члена команды — министра московского правительства Владимира Ефимова. Зачем Антон Силуанов, один из самых влиятельных министров Правительства, «прогнулся» под руководителя федеральной службы Артемьева, и поставил на ключевой департамент креатуру последнего, остается только гадать. это назначение уже повлекло несколько ляпов, ранее Минфину не свойственных, позиция по концессиям уже привела к жестким разногласиям с Минэкономразвития и отраслевыми министерствами. Эти разногласия будут только нарастать, если Демидова будет продолжать отстаивать позицию Артемьева по госзакупкам, выгодную коррупционерам, гринмейлерам, и иностранным ТНК.
Дорога из башкирского Стерлитамака в Магнитогорск едва не привела российские концессии в бесповоротный тупик – арбитражный суд по иску к Федеральной антимонопольной службе признал, что государство не может брать на себя все расходы (в виде платы концедента) на инфраструктуру.
Но вышестоящая арбитражная инстанция иск отклонила – и, как говорит партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина, показалось, что все барьеры сняты. Тем более что еще в июне премьер Медведев поручил поправками закрепить законность концессий с полной компенсацией из бюджета.
Минфин по-своему понял поручение Медведева. Его поправки поставили новый барьер: полное возмещение затрат из бюджета возможно, но платить концедент (государство) начнет после сдачи объекта, а рассчитаться за стройку государство должно не менее чем за пять лет – и в первые три года сможет выплатить максимум 75%. Есть и другой барьер: государство не должно брать на себя более 75% расходов на строительство объекта без платы концедента и больше половины расходов на эксплуатацию. Подлинность поправок подтвердил федеральный чиновник и замминистра финансов Алексей Лавров, готовивший поправки. Минэкономразвития, в сферу ответственности которого входят концессии, отказалось от комментариев.
Минфин взялся за поправки в законодательство о концессиях потому, что получил в этом году полномочия регулировать госзакупки. «Нас тоже [как ФАС в башкирском деле] беспокоит отсутствие четкой границы между концессиями и госзакупками», – объяснил Лавров.
Закон и сейчас допускает стройку под прикрытием концессии со 100%-ным возмещением из бюджета, продолжает Лавров, но не надо это делать за один год. Настоящим концессиям, уверен он, поправки будут помогать: окажутся запрещены ложные концессии, которые используются, только чтобы обойти конкурентные процедуры.
Поправки Минфина направлены в Минтранс, Минэкономразвития и антимонопольную службу. Человек, близкий к Минэкономразвития, подтверждает получение поправок. Минтранс получил документ, сообщил его представитель, предложения будут направлены в Минфин. Представитель Минфина сказал, что идет выработка совместной позиции министерств. Замруководителя ФАС Рачик Петросян через представителя передал, что ФАС предложения еще рассматривает. Он объяснил разницу между госзакупкой и концессией: по госзакупке объекты должны строиться, если деньги у государства есть прямо сейчас, а по концессионному соглашению – после ввода объекта в эксплуатацию.
Рынок концессий может избежать очередного риска со стороны властей
Концессий с таким порядком расчета государства с частником было немного, сетует федеральный чиновник. Чаще концессионер получает капитальный грант от государства. Один из примеров такой концессии – участок трассы М11 Москва – Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км, где капитальный грант составил 75%, говорит исполнительный директор Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП) Максим Ткаченко, а концессионер моста через реку Чусовая в Пермском крае получил капитальный грант 79%, к тому же оба концессионера получили еще и плату от концедента.
Ткаченко отказывает в бюджетной логике поправкам Минфина: когда регионы строят объект для спорта или здравоохранения, капитальный грант доходит до 90% – так власти пытаются уйти от переплаты в будущем и переложить риски эксплуатационного периода на частного инвестора. В отчетности «Автодора» за 2016 г. доля частного финансирования – всего 14,5% вместо плановых 52%, констатирует аналитик InfraOne Александра Галактионова.
Минфин пытается концессию, т. е. договор с распределением рисков, упаковать в четкие рамки контракта жизненного цикла, как в законе о госзакупках, а это невозможно, утверждает федеральный чиновник: «Что если важный объект нельзя построить без капитального гранта в 76%, или если доходы на 49,8% покрывают эксплуатационные расходы?»
77% капитального гранта могут быть эффективнее, чем госзаказ на дорогу, оставшиеся 23% частных инвестиций окупятся за счет платного трафика, говорит исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов: устанавливать лимиты в законе – неверный подход. Чрезмерное регулирование ГЧП может заставить инвесторов задуматься о вхождении в проекты, согласна партнер EY Алина Заборовская, правительство же говорит о расширения круга инвесторов в инфраструктуру.
Чтобы не усложнять инвесторам вход на рынок, рыночную модель нужно сохранить, говорит гендиректор группы ВИС Игорь Снегуров: речь не о том, чтобы государство меньше тратило, а о том, чтобы не тратило зря. Нужно позволить использовать больше пенсионных денег и остатков на счетах – эти ограничения блокируют развитие рынка, заключает он.
Источник: Ведомости.