Опротестование-решенияМинэкономразвития объявило о разработке проекта указа Президента РФ. Несмотря на устанавливаемые инструменты по сокращению числа проверок в отношении субъектов предпринимательства общее количество проверок остается на высоком уровне, отмечает разработчик. В качестве меры по его сокращению предлагается директивное установление пороговых (предельных) значений количества проверок, превышение которых при организации государственного контроля (надзора) в соответствующем году не допускается. Принятие указа должно привести к сокращению на 30% количества проверок включенных в ежегодный план в 2016 году, далее ежегодно — на 15%, а также количества внеплановых проверок в соответствии с установленными предельными значениями. Кроме того, портал сообщил о разработке проекта закона, который в случае принятия обеспечит включение в единый реестр проверок информации о проверках, проводимых:

  • ФАС при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
  • Минюстом при проведении проверок в сфере нотариата;
  • органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления (за некоторыми исключениями).

Напомним, единый реестр проверок (Proverki.gov.ru) ведет Генпрокуратура РФ — он содержит информацию о проверках в соответствии с законом о защите прав юрлиц и предпринимателей при госконтроле (№294-ФЗ). Из сферы действия этого закона выведены налоговый, банковский, страховой и антимонопольный контроль, проверки прокуратуры и правоохранительных органов и др.

Как отмечают разработчики, «общее количество проверок остается на высоком уровне». По данным Минэкономразвития, в 2012 году было проведено 2,9 млн проверок, в 2013 году — 2,6 млн, в 2014 году — менее 2,4 млн проверок. Чтобы ускорить процесс сокращения, чиновники предлагают «директивное установление пороговых значений количества проверок». Отметим, от плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года освобождены малые предприниматели. Расширение списка проверок, предусмотрено «дорожной картой» по контролю и надзору, утвержденной правительством в начале апреля. По данным министра Михаила Абызова, издержки от избыточных контрольно-надзорных мероприятий составляют 1,5%-7,5% ВВП, при этом в ходе проверок примерно лишь в 60% случаев выявляются реальные нарушения.

В целом, ФАС проводит несколько тысяч проверок ежегодно. По степени воздействия на бизнес внеплановые проверки антимонопольной службы не отличаются от проверок следственных органов. В соответствии с действующим законодательством проверки следственных органов требуют судебного разрешения с обязательным возбуждением перед судом ходатайства о производстве следственного действия. Указанные проверки проводятся даже без возбуждения дела в антимонопольном органе. Это создает неоправданные риски для бизнеса. Потери бизнеса, связанные с затратами на обеспечение проведения проверки ФАС России составляют по экспертным оценкам не менее 1,5 млрд. руб.