Минэкономразвития не поддержало поправки ФАС в четвертый антимонопольный пакет. Предложения антимонопольной службы концептуально меняют законопроект и требуют отдельного обсуждения, следует из заключения министерства. Как следует из заключения по оценке регулирующего воздействия предложений ФАС (есть в распоряжении РБК), «нецелесообразно в рамках работы над проектом поправок в федеральный закон, подготовка которых существенно ограничена по времени, включать в них концептуальные изменения, требующие дополнительных обсуждений и исследований с участием предпринимателей, экспертов и деятелей науки».
Нет войне брендов
По содержанию поправок в Минэкономразвития прежде всего не согласны с введением предложенного ФАС принципа «преждепользования» товарными знаками. По этой норме предприниматель или компания, владеющие брендом, могут быть признаны виновными в нарушении антимонопольного законодательства, если выяснится, что похожий бренд был зарегистрирован ранее неизвестной конкурентам организацией.
В заключении Минэкономразвития отмечается, что похожие нормы уже действовали в российском законодательстве до 2007 года. Они были отменены, возврат к ним нарушает «правовую определенность, сохранение разумной стабильности и последовательности правового регулирования».
Минэкономразвития считает, что предложения ФАС не позволяют определить, кем и на основании каких механизмов, правил будет оцениваться «тождественность» и «сходность» брендов. Попытка же ФАС признать недобросовестной конкуренцией использование права на товарный знак, «который приводит или может привести к использованию или ослаблению коммерческой ценности», по мнению Минэкономразвития, может привести к нарушению нормального развития рыночных отношений.
«Нарушителями указанной нормы могут оказаться все хозяйствующие субъекты, развивающие собственные бренды», – говорится в заключении. В министерстве считают, что предложенное ФАС ужесточение антимонопольного законодательства опережает даже общепризнанные международные правила. Сегодня охрана товарным знакам предоставляется по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Этот механизм и позволяет исключать «случаи столкновения интересов правообладателей на одном и том же товарном рынке».
Хватит креатива
Минэкономразвития опротестовало и другие антимонопольные предложении ФАС. В частности, предложение ФАС расширить ст.14 закона «Запрет на недобросовестную конкуренцию» девятью новыми составами. Под запрет может попасть продажа товара, при изготовлении которого использовали ноу-хау конкурентов (новая ст.14.2 – «Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной деятельности»).
Другая статья вводит в антимонопольное законодательство такое нарушение, как «дезорганизация деятельности компании (его работников)» – ст.14.8. В Минэкономразвития полагают, что ФАС при разработке таких норм допустил слишком много «неопределенности при определении запретительных нормы». Более того, эти отношения регулируются Гражданским кодексом.
Попытки же приравнять получение информации, являющейся коммерческой тайной, к недобросовестной конкуренции, вообще, по мнению Минэкономразвития, «не связаны с конкуренцией и, соответственно, не могут являться нарушением антимонопольного законодательства».
Дороже выйдет
Не поддерживая предложения ФАС расширить антимонопольное законодательство, Минэкономразвития отмечает, что в поправках ведомства содержатся нормы, отменяющие или ухудшающие действую систему обжалования решений и предписаний антимонопольных органов. «Представляется, что исключение указанных положений из законопроекта повысит коррупциогенность», – считает министерство.
Предлагая отказаться от поспешного принятия этих предложений, Минэкономразвития «сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц». Также предложения ФАС могут привести к возникновению необоснованных расходов граждан, компаний и бюджетов всех уровней.
ФАС внесло поправки в четвертый антимонопольный пакет с разногласиями Минэкономразвития, следует из письма главы ФАС Игоря Артемьева, которое сопроводило внесенный пакет документов. По действующей процедуре разработки нормативных актов наличие отрицательного заключения Минэкономразвития на законопроект означает, что теперь анализом замечаний придется заниматься кому-то из профильных вице-премьеров, отметил РБК источник в правительстве.
Источник: РБК