Минэкономики готовит единые правила открытых торгов — они затронут приватизацию, аренду и продажу казенной недвижимости и земельных участков, недр и ресурсов, а также имущества банкротов. В ведомстве ждут, что новые правила в полтора-два раза увеличат объем продаж. Идеологически проект закона «О продажах» аналогичен действующему закону о госзакупках, но министерство предлагает отобрать для его реализации отдельный пул электронных торговых площадок (ЭТП), а не сформировать универсальный перечень согласно поручению Дмитрия Медведева. Ведомства и лоббисты в разных сегментах рынка вряд ли смогут договориться об унификации процедур, а простор для манипуляций сохранится, считают эксперты.
Минэкономики разрабатывает закон «Об открытых торгах» с едиными правилами игры в этой отрасли. Проект, подготовленный в июле департаментом по развитию малого бизнеса (копия есть у «Ъ»), будет применяться при приватизации, реализации арестованных и заложенных активов, в том числе в рамках банкротства, аренде и продаже недвижимости и земельных участков, пользовании участками недр, лесов и водных объектов. Он описывает требования к процедурам, включая электронные, оставляя за правительством право решать, какие торги можно проводить в упрощенном порядке, и не затрагивает госзакупки и биржевые торги.
По данным министерства, половина земельных и приватизационных аукционов, торгов на пользование недрами и биологическими ресурсами уже проводятся на официальном сайте torgi.gov.ru — там размещается в месяц около 50 тыс. торгов на сумму 20 млрд руб. (100 тыс. лотов в месяц). За 2015 год на продажу выставлено объектов на 200 млрд руб., и объем можно нарастить в полтора-два раза, считают в департаменте поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) Минэкономики.
Проект готовится по поручению Владимира Путина усовершенствовать правила торгов — после того как в июне к нему обратилась «Деловая Россия» с жалобами на непрозрачность и запутанность процедур (см. «Ъ» от 26 июля). Сейчас общие правила торгов (например, запрет на сговор участников и организаторов) есть в законе о защите конкуренции (135-ФЗ), но более 60 процедур отраслевых торгов регулируются 22 законами и десятками нормативных актов. Как отмечают в ФАС, в 80% случаев электронные торги не предусмотрены, а в остальных «нет надлежащего регулирования, обеспечивающего невозможность манипуляций».
Теперь речь идет о создании закона «О продажах» по аналогии с законами о госзакупках (44-ФЗ) и закупках госкомпаний. Новость проекта — идея Минэкономики создать отдельный пул электронных площадок для таких торгов, хотя весной Дмитрий Медведев поручал к июню отобрать единый блок площадок для госзакупок, торгов по приватизации и продаже банкротного имущества (см. «Ъ» от 14 апреля). По данным источников «Ъ», первый вице-премьер Игорь Шувалов летом согласовал с Владимиром Путиным вариант передачи права на проведение всех торгов одной государственной площадке. Минэкономики предлагало использовать в этом качестве Единую информационную систему (ЕИС), а возглавлявший тогда администрацию президента Сергей Иванов выступил за ее создание на базе Ростелекома (обслуживает государственные информационные ресурсы), отмечал собеседник «Ъ». После отставки господина Иванова вопрос снова открыт и в ближайшее время будет обсуждаться у господина Шувалова — совещание по унификации процедур продаж должно пройти в начале сентября.
По сведениям «Ъ», директор департамента экономики и финансов Белого дома Валерий Сидоренко недавно провел похожее совещание c ФАС, Минкомсвязью и Минэкономики — но к единому подходу это не привело, консенсус не удалось найти даже внутри экономического ведомства. Мешают и межведомственные разногласия: так, ФАС и Минкомсвязь полагают, что универсальную процедуру торгов стоит включить в поправки к закону о конкуренции — они ждут второго чтения в Госдуме с 2014 года. Доработка этих поправок — «более быстрый и эффективный путь», чем разработка нового закона, пояснил «Ъ» и заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев. В ФАС согласны: закон о конкуренции уже содержит основные нормы, нужно только доработать процедуру проведения самого аукциона.
Такие поправки к антимонопольному закону требуют всестороннего обсуждения с бизнесом — но и реализовать идею закона «О продажах» будет крайне сложно и на это уйдет несколько лет, говорит глава Российского аукционного дома (РАД) Андрей Степаненко. По его словам, речь идет о разных видах имущества и регулировании разных сегментов рынка ведомствами, которые «вряд ли смогут договориться». К тому же «поручение премьера по отбору универсальных площадок никто не отменял», подчеркнул глава РАД.
Глава Национальной ассоциации закупок Сергей Габестро поддерживает единый закон о торгах. «Процедуры до сих пор остаются непрозрачными, допускающими субъективизм и злоупотребления»,— подтверждает он. Принципиальны, по его словам, «три составляющих: публичность информации о торгах, простота процедуры, а также своевременность реагирования контролирующих органов». Он предлагает не создавать новую процедуру отбора операторов (это дорого и долго), а унифицировать ее, сохранив действующий механизм аккредитации участников на электронных площадках и обеспечив интеграцию сведений о них с официальным сайтом torgi.gov.ru. Директор Центра правового обслуживания Анна Коняева указывает, что если закон будет принят, а отраслевые законы и акты сохранятся, участники столкнутся с конфликтом норм, а недобросовестные организаторы торгов смогут толковать их в свою пользу. Юрист опасается также, что упрощенный порядок торгов может привести к предоставлению преимуществ «дружественным» компаниям.
Источник: КоммерсантЪ