«Аукционный перегиб» в инфраструктурном строительстве предложили отменить. В Минстрой России внесен законопроект, отменяющий приоритет ценового снижения на торгах. Таким образом, Минэк сносит вредительскую политику Минфина.
Минэкономразвития разработал законопроект, корректирующий систему ценообразования в строительном комплексе. Предложения реформировать правила закупок в стройкомплексе стали реакцией на запрос отраслевого сообщества. Накануне представители крупнейших компаний отрасли обратились к Президенту России с коллективным письмом, где заявили о глубоком структурном кризисе и фактическом банкротстве отрасли. Названы перезревшие проблемы, с которыми сталкиваются инфраструктурные компании, среди которых низкая рентабельность и «презумпция виновности» подрядчика – являются ключевыми.
Ситуацию специально для «Цифровых Закупок» прокомментировал заместитель директора Департамента бюджетного планирования, государственных программ и национальных проектов Минэкономразвития России Сергей Икрянников:
– К такой реакции отраслевого сообщества привел накопившийся негативный экономический эффект. Во-первых, цена в госзаказе формируется посредством электронного аукциона, сам порядок процедуры заставляет участников преднамеренно снижать стоимость контракта, чтобы заполучить его. Во-вторых, априори начальная максимальная цена контракта рассчитывается из несущественных значений – порядка 10-12% рентабельности, а если принять во внимание накладывающийся эффект аукциона, то в комплексе это приводит к сильному понижению в цене, что лишает исполнителя контракта нормального уровня экономической прибыли, – объяснил Сергей Икрянников. – В итоге мы имеем конечный уровень рентабельности исполнения не более 5-6%. Даже при незначительном повышении стоимости строительных ресурсов государственные контракты становятся нерентабельными и, более того, «отрицательными».
По мнению эксперта, проблему необходимо решать путем прямого увеличения (индексирования) стоимости заключенных контрактов из бюджетных средств на размер индексов корректировки цен, которые централизованно могут быть установлены Минстроем России в зависимости от категории строительных объектов. Причем, такая корректировка стоимости должна осуществляться без прямого участия заказчика и подрядчика и составления каких-либо дополнительных документов.
Для снижения экономических рисков неисполнения будущих государственных строительных контрактов возможно применить два подхода. Первое – отмена аукционной практики и установление для заказчиков обязанности проводить только конкурс при цене свыше 10 млн руб. Это позволит существенно снизить значимость ценного критерия при оценке заявок и предотвратить случаи необоснованного падения начальной цены контрактов.
Второе – введением методики расчета базовой НМЦК на уровне не менее 15%, что позволит подрядным организациям получать приемлемый уровень прибыли на госстройках, а также реинвестировать в свое развитие.
– Так, например, стройка по 223-ФЗ в системе Россетей или Росатома объективно составляет порядка 25-30%, – говорит Сергей Икрянников. – Имеет смыл двигаться к такому уровню рентабельности. Уровень нормальной рентабельности в экономике составляет порядка 10-15%. У предпринимателя должна быть прибыль, кроме того он должен иметь оборотные средства для расширения производства. В рамках существующей рентабельности для компаний из отрасли инфраструктурного строительства инвестиции в основные фонды совершенно себя не окупают. Мы уже подготовили законопроект об изменении аукционной практики и внесли его на рассмотрение межведомственной рабочей группы при Минстрой России и департамента строительства Правительства РФ. Данными предложениями не стоит ограничиваться, в ближайшее время Минэкономразвития России подготовит дополнительные проекты нормативных актов, которые позволят стабилизировать ситуацию на рынке строительного госзаказа. Проекты документов мы планируем предварительно проработать в экспертном плане с инфраструктурными строительными компаниями и экспертным сообществом, – заключил Сергей Икрянников.
Как явствует из Пояснительной записки к законопроекту, направленной Минэкономразвития в Минстрой России, в рамках конкурсных торгов строительным компаниям не удается достигнуть даже предусмотренных в смете 5-6% рентабельности: ведь на понижение стоимости в рамках торгов накладывается рыночный рост цен на материалы и ресурсы.
Наиболее ярко это проявляется на примере арматуры. Так, скажем, удельный вес арматуры в строительстве социального объекта (школа, больница) составляет около 15-20%. При повышении стоимости арматуры на 25% или 50% итоговая стоимость заключенного государственного контракта возрастает на 3,75% и 7,5% соответственно, что приводит к невозможности его исполнения. Эта картина повторяется во всех регионах, в результате страна получает буксующие нацпроекты.
Еще любопытная статистика: на долю электронных аукционов в сфере строительства приходится около 89% процентов конкурентных процедур закупок. При данном способе закупок используется только ценовой критерий. Что, по мнению авторов законопроекта, создает экономический дисбаланс. Перекосы, возникающие при таком подходе, доходят до абсурда и откровенного вредительства.
Потенциальные исполнители строительных контрактов могут даже заключать заведомо «отрицательные» контракты (без получения прибыли).
«В указанной ситуации головной исполнитель государственного контракта вынужден привлекать по цепочке кооперации субподрядчиков (соисполнителей) и в дальнейшем преднамеренно не выполнять обязательства по оплате выполненных работ за счет создания необоснованных препятствий по закрытию актов на выполненные работы, – говорится в Пояснительной записке. – За счет подобного подхода головной исполнитель формирует собственную экономически необоснованную рентабельность (прибыльность) при исполнении заключенного контракта. Вместе с тем такая практика приводит к финансовой неустойчивости, а в отдельных случаях к банкротству субподрядчиков (соисполнителей) строительных контрактов».
Вот почему использование электронного аукциона при закупке строительных работ предлагается ограничить при начальной (максимальной) цене контракта свыше 10 млн руб. А в контрактах ниже данной ценовой планки – обеспечить преимущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
В Минэкэ считают, что в целом, такие корректировки позитивно скажутся не только на качестве оказываемых строительных услуг, но и на качестве используемых материалов, поскольку создадут условия для инвестиционного развития головных исполнителей.
Остается надеяться, что обоснованный уровень рентабельности, за который борется Минэкономразвития, будет использован подрядчиками по назначению, а не останется в карманах частных лиц. Дело в том, что, к сожалению, в РФ отсутствуют законодательные механизмы, которые бы принуждали исполнителей госконтрактов инвестировать полученную прибыль в развитие.
Между тем, такие меры принуждения отлично работают в развитых экономиках мира. Самым эффективным примером является КНР, где оборотные средства компаний (особенно, если они пользуются господдержкой) в обязательном порядке фиксируются как инвестиции. Об этом «Цифровые Закупки» уже писали ранее, анализируя, как устроена система государственной поддержки бизнеса в КНР.
В частности, в данном исследовании сообщалось, что бизнес в Поднебесной может получить кредит под 1,5%. Однако, к нему «подшит» полный проект производства, все штатное расписание, все должностные инструкции, весь план счетов в бухгалтерии – ни шага в сторону. Никаких инженерных, а, тем более, финансовых инициатив. Модернизация производства осуществляется через государственные проектные институты. Счета можно открыть только в государственном некоммерческом банке (аналог казначейского сопровождения в РФ). Сумма стоимости сырья на складе, товара на складе готовой продукции и депозита по специальному счету всегда будет постоянная. За нарушение – тюрьма.
При таком раскладе, никаких проблем с ценообразованием или низкой рентабельностью контрактов не возникает. Более того, Китай демонстрирует фантастические темпы инфраструктурного строительства и внедрения технологических инноваций.
Редакция ЦЗ, считает, что при правильном подходе с развитием инструментов некоммерческого кредитования стройкомплекса подобную систему развития бизнеса можно было бы поэтапно внедрить и в РФ.
Автор: Андрей Троянский.
Источник: Цифровые закупки.