Источник изображения

Антимонопольное расследование в Ставропольском крае впервые вылилось в уголовное дело. Предпринимателя и по совместительству депутата региональной думы Алексея Назаренко уличили в сговоре на госторгах по строительству крупных спортивных сооружений.
Строящиеся в Ставрополе физкультурно-оздоровительный комплекс и легкоатлетический манеж, а также спорткомплекс в Новоалександровске обошлись бюджету дороже, чем могли бы. 399 млн рублей получили два постоянных участника торгов на строительство этих объектов — компании «Кавказстройинвест» и «Инженер». Антимонопольная служба обнаружила между ними сговор, следком возбудил уголовное дело. Его фигурантом стал депутат краевой Думы Алексей Назаренко, возглавляющий «Кавказстройинвест».
С просьбой изучить подозрительные закупки в УФАС по краю обратилась прокуратура. Её беспокоило, что в торгах с высокой первоначальной стоимостью участвуют одни и те же компании, а цена контракта не падает. Это шло вразрез с принципами 44 федерального закона о госзакупках, который требует эффективно и экономно использовать бюджетные средства.
«Компании вместе принимали участие, как минимум, в трёх торгах в 2017 году. Ценовое предложение подавала только одна из них, поэтому контракт заключался по максимальной цене, — рассказал руководитель краевого УФАС Сергей Никитин. — Это нарушение ч. 7 и ч. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», то есть картельный сговор. Мы возбудили антимонопольное дело. Представители компаний подтвердили, что они заключили договор о согласованных действиях. Своим признанием они хотели избежать материальной ответственности. За картельный сговор назначаются высокие штрафы, которые составляют до 15% от суммы выручки компании за предыдущий год, а это не один миллион рублей».
Антимонопольная служба признала компании виновными, но они обжаловали это решение в краевом арбитраже. Суд стал на сторону УФАС, и сейчас дело рассматривает Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд.
Тем временем антимонопольщики, как требует закон, передали материалы дела правоохранителям, и те нашли признаки уголовного преступления по ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
Поскольку избранник народа имеет особый правовой статус, дело ведёт краевое следственное управление, а не полиция. Впрочем, ни в той, ни в другой правоохранительной структуре не смогли вспомнить уголовных процессов по этой статье на Ставрополье. Однако в ближайшем будущем таких дел может стать больше.
«Уголовные дела возбуждаются, если нанесён крупный ущерб государству. По России уже были такие прецеденты. Президент России Владимир Путин в апреле прошлого года на Госсовете сказал, что картельный сговор на торгах — это второе по тяжести, после измены Родине, преступление, и потребовал ужесточить контроль, — напомнил Сергей Никитин. — Для этого в системе ФАС России создано управление по борьбе с картелями, а в федеральных округах есть специальные отделы. В этом же направлении работают прокуратура, МВД, ФСБ».
По данным директора некоммерческой организации «Институт повышения конкурентоспособности» Алексея Ульянова, за последние 10 лет в России лишь единичные уголовные дела по статье «Ограничение конкуренции» дошли до суда, хотя ФАС выявляет ежегодно 400-500 картельных сговоров на торгах.
«До 95% из таких антимонопольных дел направлены против субъектов малого и среднего предпринимательства, то есть крупных сговоров, за которыми зачастую стоят «короли госзаказа» и которые наносят действительно большой урон государству, антимонопольная служба, увы, практически не замечает, — сожалеет эксперт. — В стране создана неэффективная, противоречащая мировому опыту и здравому смыслу модель госзаказа. У нас доминирует процедурный контроль в ущерб контролю за финансами и результатами. Проверяются сроки, планы-графики, а не качество закупленных товаров. Похоже, это устраивает всех: чиновники могут получать откаты, связанные с ними поставщики сбывать товар втридорога, проверяющие имитировать бурную деятельность».
Критикует эксперт и любовь российских чиновников к госзакупкам в виде аукционов, которые больше выгодны продавцу, а не покупателю.
«Чтобы грамотно описать товар, госзаказчику нужно либо иметь большой штат сотрудников, а их уже в этой сфере в России миллион человек, либо обратиться к потенциальному поставщику, что подталкивает чиновников к коррупционным схемам и сговорам, — поясняет эксперт. — Кроме того, чтобы на аукционе было больше участников, как требует ФАС, приходится выставлять цену выше рыночной. Довершает эту абсурдную конструкцию то, что сначала проводится аукцион, а потом анализируется информация об участниках. Так появляются подставные лица, которые либо имитируют конкуренцию, либо мешают добросовестным участникам. Производственный малый бизнес уходит из госзакупок, предпочитая «не играть в эти игры». Бюджет ежегодно теряет свыше 1 трлн рублей».

Источник: АиФ.