Возможное изменение системы распределения квот на вылов краба — одна из главных тем среди рыбодобытчиков России в этом году. Возвращение аукционов по продаже квот не лучшим образом отразится на состоянии дел в отрасли и может привести к тому, что «с молотка» вслед за крабами пойдут и другие водные биоресурсы, считают на рынке. Как работает «исторический принцип» распределения квот между рыбодобывающими предприятиями, к чему может привести его отмена и на ком это отразится в первую очередь, – объясняет EastRussia президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
— Почему принцип «исторического распределения» квот на вылов биоресурсов начали обсуждать именно сейчас?
— Каждая компания имеет долю на вылов водных биологических ресурсов, в соответствии с которой Росрыболовство ежегодно издает приказ по наделению данной компании соответствующей квотой. Если какая-либо компания не осваивает выделенную ей квоту в течение двух лет подряд — она лишается этой доли, которая впоследствии реализуется на аукционе. В настоящее время доли на вылов водных биологических ресурсов закреплены за компаниями на 10 лет. Этот срок истекает в 2018 году. И как раз сейчас Росрыболовство проводит работу по перезаключению договоров на выделение долей квот на следующий период, который составляет 15 лет, то есть с 2019 по 2034 годы. Вместе с тем, в последнее время усиленно рассматривается возможность реформирования «исторического принципа». Сначала возникло предложение сделать это в отношении только одного объекта — краба, — путем реализации права на его вылов через аукционы. А сегодня предлагается распространить этот принцип на все водные биологические ресурсы.
— Как должно произойти распределение квот на следующий 15-летний период?
— С 1 апреля 2018 года от компаний, имеющих договора на право вылова, принимаются заявки. После их рассмотрения на соответствие нормам федерального законодательства рассчитывается доля по каждому виду водных биологических ресурсов в соответствующих рыбопромысловых зонах. После этого до 8 сентября 2018 года с предприятиями, прошедшими данную процедуру, будут подписаны договора на закрепление долей квот на вылов водных биологических ресурсов на следующие 15 лет.
— А как будет развиваться ситуация, если будет принято решение ввести доступ к водным биологическим ресурсам через аукционы?
— Такой период в рыбной отрасли уже был. С 2001 по 2003 годы право вылова водных биологических ресурсов определялось аукционами. Кто больше заплатит, тот и получает право вылова. В итоге контроль над основными видами наших национальных ресурсов получили иностранцы, а наши рыбаки, купившие это право, взяли на себя тяжелое бремя дорогих российских кредитов, которые возвращали долгие годы.
Если произойдет возвращение к аукционам, то об обновлении изношенного российского рыбодобывающего флота можно будет забыть на много лет. У рыбаков просто не останется денег. Кроме того, это обязательно отразится на цене и объемах рыбопродукции, поставляемой на внутренний рынок. Рыбы на прилавках наших магазинов станет меньше, и она будет дороже. Рыбаки свернут ряд социальных программ, которые они проводят в своих регионах.
Это произойдет еще и потому, что правительство рассматривает вопрос об увеличении платы за право вылова водных биологических ресурсов. Если сегодня рыбопромышленные предприятия платят 15% от стоимости, которую государство в соответствии с Налоговым кодексом взымает с рыбаков за право осуществлять вылов рыбы, то эту плату планируется увеличить до 100%.
— Но кто-то же сегодня поддерживает идею возвращения аукционов? Какова мотивация?

— Нововведение поддерживает ФАС. Антимонопольное ведомство полагает: «исходя из действующего законодательства, а именно «исторического принципа» распределения квот, велика вероятность того, что на рынке не появится новых участников, поскольку по истечению действия договора организация будет вправе претендовать в порядке «исторического принципа» на переоформление договора на новый 15-летний срок владения правом добычи. Низкий уровень конкуренции и гарантированное предоставление ресурса не создаст для участников рынка стимулов к производительности и конкурентоспособности, инвестициям в отрасль и снижению цен на готовую продукцию».
— В этой позиции есть что-то здравое?
— Конечно, мы не согласны с таким мнением. Об инвестициях в отрасль и ценах на рыбопродукцию я уже говорил, а вот о создании конкуренции и доступности к ресурсам хочу сказать отдельно. Только на Дальнем Востоке в 2018 году в свободном доступе находится свыше 1 млн тонн водных биоресурсов, для которых не устанавливается общий допустимый улов. Использовать их может любой желающий. В их число входит более 12 тыс. тонн ракообразных, включая колючего и волосатых крабов, гренландскую, северную, углохвостую креветки и шримсы. Свыше 185 тыс. тонн моллюсков и других ценных объектов в различных районах промысла.
Особо хочется отметить, что отрасль в последние годы развития показывала хорошие результаты. В 2004 году в России был зафиксирован исторический минимум вылова в 2,9 млн тонн, а с введением «исторического принципа» распределения квот к 2017 году он достиг почти 5 млн тонн. Конкуренцию нужно развивать не на уровне доступности к ресурсам, а другим способом – на уровне производства и реализации рыбной продукции на внутреннем рынке страны.
— Что делает рынок, чтобы отстоять «исторический принцип»?
— Считается, что все новое это хорошо забытое старое, но далеко не всегда «это старое» может быть хорошим и пойти на пользу общему делу. Поэтому руководители ключевых рыбодобывающих ассоциаций России не собираются пускать ситуацию на самотек и уже обратились с открытым письмом к президенту Владимиру Путину. В нем содержится просьба «остановить затеваемую в интересах одной рыболовной компании перекройку отраслевого законодательства и поручить правительству Российской Федерации обеспечить стабильность базовых принципов важнейшей отрасли, стабильность работы предприятий, которые действует в отдаленных территориях нашей страны».
Источник: ИАА Восток России.