Эксперты в сфере закупок сформулировали общие принципы, как привлекать новых потенциальных поставщиков и в каком случае можно выбрать традиционного контрагента, с которым компания работает давно.
Директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов считает, что конкуренцию лучше развивать с помощью известного в мировой практике принципа распределения больших тендеров, где это возможно, между несколькими участниками. К примеру, занявшему 1 место отдавать 60%, второе – 40%. Так можно распределять по более сложной схеме хоть между десятком компаний, если это не вредит производственному циклу.
Даже самых небольших поставщиков управляющий партнер «МБ-Консалт» Сергей Белец предлагает обеспечивать заказами хотя бы на опытные партии.
— Я бы не советовал компаниям-субъектам 223-ФЗ, несмотря на давление ФАС и некоторых экспертов, использовать для развития конкуренции поставщиков механизмы и опыт 44-ФЗ о госзакупках. Он не подходит в части использования аукционов, псевдопрозрачности и допуска к самым сложным тендерам любого желающего. Аукцион только на первый взгляд способствует конкуренции, на самом деле лишь продвигает монополизацию и порождает коррупцию, — замечает Алексей Ульянов.
По его словам, целесообразно использовать механизм ценовых конкурентных переговоров.
Эксперт приводит пример: «Одна российская компания добилась для себя весьма выгодных условий, ведя переговоры с крупными мировыми поставщиками оборудования. Каждый из них предлагал поначалу выгодные условия, но наша компания решила каждому из них отдать под ключ по одному производственному объекту. Так были и риски распределены, и надежность обеспечена, и поставщики, поставленные в условия конкуренции, продолжали делать выгодные предложения. Если бы был проведен аукцион в стиле 44-ФЗ, то поначалу удалось бы сэкономить, но потом победитель взял бы свое на обслуживании, поняв, что он превратился для нашей компании в монополиста. В итоге, ценовые переговоры – оптимальный способ закупки, если есть конечный и известный список поставщиков».
Кроме этого, Алексей Ульянов напоминает, что большой потенциал есть у такого способа закупок, как запрос предложений. Он помогает одновременно обеспечить конкуренцию и надежность поставщика, прописав в условиях все необходимые требования к компании и качеству продукции.
— Хотя этот способ почему-то очень не нравится ФАС. Служба даже не включила его в число конкурентных процедур, используемых субъектами 223-ФЗ, в результате чего доля первых оказалась искусственно заниженной до 5%. Но сейчас суды, в том числе и Верховный суд, приняли целый ряд важных решений по нему. В частности, были признаны незаконными требования ФАС и подтверждена правота компаний «АЛРОСА», «Ростелеком» и ряда других, которые установили в запросах предложений требования, чтобы потенциальные поставщики имели в штате необходимых квалифицированных сотрудников, соответствующее оборудование для исполнения заказа, не передавали заказ на субподряд, то есть не являлись посредниками, а также не были аффилированны между собой. Отсутствие этих требований подрывает госзакупки в рамках 44-ФЗ, способствуя «гринмейлерам», посредникам, коррупции. Но по 223-ФЗ теперь эти требования в рамках запроса предложений безопасны, в том числе от претензий контролеров, — говорит Алексей Ульянов.
Эксперт также отмечает, что нужно использовать преимущества электронной торговли, особенно для закупок малого объема: воспользоваться услугами действующих электронных торговых площадок или создать свою. При этом площадки, оперирующие в рамках 44-ФЗ, не всегда могут предоставить гибкий и удобный механизм для заказчика и поставщика. Они «заточены» на проведение аукционов, которые удобны скорее посредникам, чем производственному малому бизнесу. Поэтому лучше выбирать площадки, умеющие успешный опыт работы именно по 223-ФЗ, некоторые из них предоставляют весьма удобный инструмент для небольших закупок. Яркий пример – интернет-магазины закупок малого объема.
Ведущий специалист тендерного отдела «Открытые торги» Константин Балабаев говорит, что необходимо составлять надлежащие требования к участникам закупки. С одной стороны, они не должны создавать ненужных ограничений, а с другой — должны позволить отсечь фирмы, деятельность которых сомнительна для заказчика.
По словам Сергея Бельца, если рынок недостаточно конкурентен, нужно налаживать открытый обмен инженерной информацией с поставщиками, своевременно извещать поставщиков об изменениях и т. п.
— Чтобы привлекать новых потенциальных поставщиков в свои закупки, заказчики должны иметь актуальную инженерную информацию для поставщиков (чертежи, требования) всегда готовую к пересылке. Искать потенциальных поставщиков, как в открытых, так и в закрытых источниках, — комментирует Сергей Белец.
В этом вопросе, по словам Константина Балабаева, важно взаимодействие заказчиков и площадок по максимально полному информированию поставщиков о потребностях заказчиков.
— Сама суть тендера — выбор наиболее оптимального предложения из прочих. Это возможно сделать как за счет требований к потенциальному поставщику, так и к товарам, услугам, работам. Выбрать традиционного поставщика нужно только в том случае, когда есть серьезные основания полагать, что условия выполнения контракта прочими поставщиками существенно уступают предложению единственного поставщика, либо выполнение контракта кем-либо еще невозможно в принципе, — резюмирует эксперт.
Источник: Торг уместен.