Госкомпаниям уже сегодня следует начинать готовиться к проведению закупок в духе положений закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), заявил аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров в ходе рабочей встречи с руководителями по закупкам крупнейших компаний с государственным участием. Тезис о более высокой эффективности 44-ФЗ вряд ли можно проверить из-за отсутствия методики, говорят эксперты. И хотя проблем с закупками госкомпаний немало, переводить все контракты на 44-ФЗ с его трудностями вряд ли будет эффективно.
Проблем с закупками госкомпаний немало, но переводить все контракты на 44-ФЗ с его огромным процессуальным контролем, усложненными процедурами, противоречиями, двусмысленностями и постоянными изменениями будет непродуктивно, уверен директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. По его мнению, 44-ФЗ способствует монополизации по принципу «победитель торгов получает все».
«Эксперты ЦСР подсчитали, что на 3% поставщиков приходится 80% госзаказа. 44-ФЗ отвергает общепринятые в коммерческих закупках принципы распределения тендера между несколькими участниками. ФАС борется с дроблением лотов и считает передачу части контракта на субподряд картельным сговором. Между тем, не во всех, но в целом ряде продвинутых госкомпаний лучшие передовые практики мирового опыта b2b закупок используются, и 223-ФЗ их разрешает, а вот 44-ФЗ – нет», — предупреждает он.
«Госкомпаниям следует искать специалистов в области 44-ФЗ, самостоятельно сближать положения о закупках с нормами этого закона. Лучше добровольно перейти к более эффективной системе закупок. Пусть не в этом году, пусть через год, но порядок наводиться будет. В любом случае, сегодня установка именно на наведение порядка, обеспечение открытости и прозрачности (закупок госкомпаний)», — отметил Рохмистров.
Он напомнил, что государству важно, чтобы закупки были эффективными и стимулировали развитие отраслей экономики. «Одной из функций государства является развитие общества и экономики, в том числе, предпринимательства. Если просто раздать деньги предпринимателям, то ничего не получится. Поэтому их вовлечение в экономический процесс происходит через госкомпании, когда через их закупки предприниматели вовлекаются в оборот, развиваются экономические отношения в обществе. И задача государства в том, чтобы их развить до такого уровня, чтобы присутствия государства в экономике (в виде госкомпаний) не требовалось,»- пояснил аудитор.
Многие государственные органы сейчас сфокусированы на эффективности экономической деятельности, включая и процессы закупок. «Сам процесс покупки продукции для нужд заказчика состоит не только из выбора контрагента (поставщика, исполнителя, подрядчика), но и из определения потребности и понимания как ее удовлетворить вплоть до закрытия договора с выбранным контрагентом. Практически у всех крупнейших заказчиков по 223-ФЗ это достаточно подробно описано, чего не скажешь о средних и небольших заказчиках», — констатирует гендиректор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский. Тогда как для госзаказчиков законодатели стараются регламентировать эти процессы в 44-ФЗ, пусть универсально и со всеми известными недостатками, добавляет он.
Однако эксперты, опрошенные Т94, считают, что тезис о превосходстве 44-ФЗ над 223-ФЗ пока не находит подтверждения. «Это очень спорный тезис, так как нет ни адекватной методики оценки эффективности закупок, ни тем более методики сравнения эффективности закупок в двух различных сферах», — настаивает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. По его словам, сравнивать эффективность этих двух систем все равно что сравнивать контрактную систему и личные покупки в магазине. «Вряд ли кто-то из чиновников, поющих дифирамбы эффективности контрактной системы, использует её методы в личных покупках. С трудом можно представить, что на ужин они покупают лапшу быстрого приготовления со скидкой, передвигаются по городу исключительно на автобусе и хоть иногда обращаются в муниципальную клинику, потому что это дешевле», — перечисляет Казанцев.
223-ФЗ и 44-ФЗ принимались для работы в разных сферах, у этого инструмента изначально иное предназначение и даже на концептуальном уровне использование 44-ФЗ в бизнес-отношениях не уместно, уверен Казанцев. «Не удивительно, что сегодня худшим наказанием для бизнеса за нарушение закона № 223-ФЗ является перевод в сферу действия 44-ФЗ, пусть даже временный. Использование инструментов контрактной системы означает для заказчика неизбежное снижение качества закупаемой продукции и увеличение издержек на организацию закупок. В последние годы именно реализация в закупках основного принципа контрактной системы «главное — подешевле» повлекла не одну аварию с человеческими жертвами», — указывает он.
По его словам, в большинстве случаев организационно-финансовые издержки поставщиков при участии в закупках по 223-ФЗ куда ниже, чем по 44-ФЗ. В принципе здравое сближение двух законов без их смешения возможно, не исключает он, но не бездумное копирование из 44-ФЗ в 223-ФЗ.
Идеология повышенного внимания ко всему циклу закупок, выявление и развитие наилучших практик требует сближения законов, но при этом инструментарий может быть разным в зависимости от категории продукции и закупочной ситуации, предлагает Сухадольский.
Источник: TORG94.