Госзаказчики смогут требовать уплаты по банковским гарантиям в электронной форме. Об этом говорится в новом проекте постановления правительства РФ о дополнительных требованиях к банковским гарантиям в рамках 44-ФЗ, который подготовил Министерство финансов РФ. Эксперты Т94 познакомились с документном и отметили его сильные и слабые стороны.
По словам Алексея Ульянова, генерального директора Института повышения конкурентоспособности, суть документа принципиально не меняется, он может принимать как бумажную, так и электронную форму: «Электронные документы должны быть уравнены в правах и обязанностях с бумажными, это касается и банковских гарантий». При этом зависимость от объема выполненных или невыполненных работ безусловно нужна, добавляет Ульянов. «Допустим, поставщик или подрядчик выполнил первый этап работ, составляющих 50% всего объема, но у него возникли проблемы с исполнением оставшейся половины. Будет несправедливо, если он получит претензии по 100%, а не по 50% тендера», — говорит он.
Законопроект определяет дополнительные требования к банковским гарантиям и уточняет перечень документов, которые госзаказчик обязан предоставлять в банк при требовании выплат по банковским гарантиям.
При этом основное нововведение заключается в том, что госзаказчик в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком контрактных обязательств сможет направлять требование об уплате по банковской гарантии как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. А размер причитающейся заказчику денежной выплаты по банковской гарантии будет зависеть от объема исполненных подрядчиком обязательств по госконтракту.
Аналогичная норма вводится в отношении банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
Представители Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок поддержали возможность представления требования об уплате банковской гарантии в электронной форме. Это полностью соответствует политике ускорения доступа к обмену информацией. «Уточнение перечня предоставляемых в банк документов является абсолютно правильной нормой, которая позволит всем субъектам данных правоотношений четко исполнять положение законодательства, не порождая дополнительных внутренних локальных актов, требующих времени на создание и порождающих сложности в практике применения, — комментируют специалисты. — Важным положительным моментом является необходимость предоставления расчета суммы, включаемой в требование по банковской гарантии. Однако, здесь есть и некоторые сложности. Например, если по контракту предусмотрены этапы и их стоимость известна, то заказчику достаточно просто предоставить расчет о стоимости неисполненных этапов. Это же касается и случаев полного неисполнения контрактов. А вот в иных случаях могут возникнуть сложности с оценкой».
В целом, эксперты пришли к выводу, что в случае принятия этого проекта можно будет говорить об упрощении работы заказчика, что оценивается, безусловно, положительно.
Размер выплат заказчику в случае нарушений поставщика должен быть завязан не на объём исполненных обязательств, а на понесённый заказчиком ущерб, говорит и эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру Кирилл Кузнецов. Оценка этого ущерба — задача не самая простая, но вполне решаемая.
«Принципиально, я — за электронизацию обеспечения. Это ускорит и сделает прозрачным ряд закупочных процессов, — отмечает он. — Сейчас, несмотря на реестр банковских гарантий, встречаются случаи признания поставщика уклонистом, даже если выданная ему гарантия есть в реестре. Например, если она не соответствует требованиям документации. Единый и электронный формат решил бы данную проблему». По его словам, заказчик должен иметь возможность использовать гарантию, причем для этого должно быть достаточно информации, размещаемой им в Единой информационной системе.
Кстати, это не первая инициатива Минфина в области предоставления банковских гарантий. Сейчас ведомство подготовило, в частности, проект постановления правительства РФ, определяющего условия, при которых банк может заниматься предоставлением банковских гарантий при госзакупках. Здесь основное нововведение — наличие у банка кредитного рейтинга, выставленного одним из двух российских рейтинговых агентств, на уровне не ниже «BBB-(RU)» или «ruBBB».
Но некоторые эксперты считают, что реализация этого предложения приведет к тому, что почти 200 российских банков могут лишиться права предоставлять банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов при госзакупках. Причиной тому является отсутствие у них соответствующего рейтинга от российских рейтинговых агентств.
Источник: TORG94.