Источник изображения

Конференция «Конкуренция: рынки, цифры, люди» прошла во вторник на площадке «МИА Россия сегодня». Так начался масштабный проект «Дни конкуренции» в столице.
Представители регулирующих органов говорили о необходимости ужесточить антикартельное законодательство. Бизнес-сообщество – о нарастающей монополизации рынков. Зал дружно проголосовал за сокращение доли государства в экономике. Старт получился интересным.
Началась пленарная сессия конференции необычно: под грохот музыки на сцену выбежали парень и девушка в крестьянских нарядах и начали отплясывать. Вслед за ними появилась пара, образ которой, очевидно, должен был напоминать о временах нэпа, и исполнила танго. Затем выскочили молодые люди в современных костюмах и присоединились к танцующим. Вероятно, всё это было символом развития конкуренции на разных этапах отечественной истории.
Вот как прокомментировала экстравагантный старт вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена ДЫБОВА, находившаяся в президиуме. «Открытие сессии – гениальное… Какие-то молодые люди начинают крутить и прыгать через голову – это и есть наш бизнес», — предположила она. «У нас с вами 300 тысяч предприятий малого бизнеса закрылись… И через голову сальто крутят и крутят», — не без иронии заключила представительница бизнес-сообщества под аплодисменты зала.
Ведущая дискуссии осторожно высказалась о слишком высокой доле государства в экономике и предложила проголосовать по этому вопросу. Зал однозначно выступил против засилья государства: 44% участников голосования выбрали вариант с оптимальной долей его присутствия на уровне 40%; 35% проголосовало за 40 — 50%, и лишь 23% голосующих высказались за преобладающую долю государства, в размере 50 — 70%.
Из дискуссии на пленарке осталось неизвестным, какова же эта доля в реальности, какова её динамика в последние годы. Было бы полезно это узнать. Интересна была бы также и более развернутая статистика по динамике количества предприятий малого и среднего бизнеса. Их становится больше или меньше? Если больше, то как меняется структура: каких больше – микро, малых, средних? Те, что уходят с рынка – по каким причинам уходят? Анализа тенденций явно не хватало.
В ходе дискуссии заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир ЕФИМОВ сообщил, что за последние пять лет в городе на 60% выросло количество торговых точек. «Малый бизнес равномерно растёт», — заключил заместитель мэра.
Комментируя роль регулирующих органов в развитии конкуренции, он сказал: «Регулирующая рука должна быть такая же невидимая, как и рука конкуренции». Ведущая деликатно заметила, что заместитель мэра «спорит сейчас с Адамом Смитом». «Наша задача – делать ресурсы доступными, чтобы конкуренция могла произрастать», — пояснил Владимир Ефимов роль регулирующих органов. И добавил: «Для нас главное – чтобы город развивался равномерно, чтобы для всех были равные правила».
Предметом дискуссии стали критерии оценки уровня конкуренции. И снова слово дали залу: голосование должно было ответить на вопрос «Можно ли объективно измерить конкуренцию?». «Нет», -сказали 34% голосующих, «да» — 66%.
После этого разговоры о разного рода формулах, индексах и дорожных картах как-то сошли на нет. От имени бизнеса снова высказалась Елена Дыбова. Она заявила, что «развитие конкуренции мы могли бы оценить по развитию бизнеса, улучшению жизни, увеличению денег в кошельках».
И с этим не поспоришь. Разве не ради этого, в конечном счёте, конкуренция и должна развиваться? А ситуация с «деньгами в кошельках», как показывает статистика, пока не очень. Как раз в день проведения конференции Росстат опубликовал такие данные: половине россиян хватает денег только на еду и одежду.
По словам Елены Дыбовой, «монополизация у нас во всех сферах происходит». «Иногда крупные компании маскируются под малый бизнес – вы как боретесь с этим?», — обратилась она к представителям ФАС. Вице-президент ТПП РФ напомнила о нарастании роли крупных игроков в розничной торговле: «Значительную часть предпринимателей мы просто за дверь выставили». И потом вышла на обобщение: «Какую сферу ни возьмёшь – только крупные игроки!».
Мнение представителей органов власти не совпало с этой позицией – на то она и дискуссия. Одной из главных мер, отстаиваемых регулятором в борьбе за развитие конкуренции, стал призыв к ужесточению антикартельного законодательства. В частности, за «усиление борьбы с картелями» высказался заместитель руководителя ФАС России Андрей ЦАРИКОВСКИЙ. Единственная представительница бизнес-сообщества в президиуме конференции Елена Дыбова отозвалась: «Мы тоже за борьбу с картелями, но не из тюрьмы. Из тюрьмы очень тяжело бороться с картелями».
В общем, дискуссия на пленарке явно удалась. Такое мнение высказывали в кулуарах и участники конференции. Например, сотрудница столичных органов власти Ирина заметила, что «есть разные точки зрения, есть стремление к консенсусу».
Очевидно, если бы такого стремления не было, то, наверно, и дискуссию, да и весь проект «Дни конкуренции» не стоило бы затевать. Демократическая процедура голосования, в которую был вовлечен зал на пленарной сессии – весьма показательный индикатор. Конкуренция не цель, а средство – так считает 90% участников голосования. По данным организаторов, в голосовании приняло участие более 400 участников дискуссии.
«Создание комфортных условий для ведения бизнеса напрямую отражается на жизни горожан», — эту фразу заместителя мэра столицы Владимира Ефимова, приведенную в пресс-релизе Департамента по конкурентной политике правительства Москвы, можно считать неким консолидирующим итогом состоявшегося обсуждения.
На площадке конференции прошел ряд сессий по самым разнообразным темам. Чрезвычайно интересной оказалась сессия «История конкуренции в России: от становления к развитию». В ней участвовали ученые, бизнесмены, представители столичных культурных организаций. Потомки прославленных предпринимательских династий России рассказывали о высоких духовных принципах, стремлении к самосовершенствованию, бесконечной преданности делу и стране отечественных купцов и промышленников дореволюционного прошлого. Как напомнил ведущий сессии, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп СМИРНОВ, сто лет назад экономика России входила в первую мировую пятерку.
Предприниматели участвовали в управлении экономикой страны через избираемые органы власти. Власть поддерживала предпринимательство, ремесла и торговлю, развивала конкуренцию. На конкурентной основе избирались поставщика императорского двора, и впоследствии им это серьёзно помогало в развитии дела. Заметив на выставке работу Фаберже, император Александр III сделал ему заказ – ювелирное изделие с сюрпризом «Курочка». Император купил это изделие у Фаберже за 4 121 руб. (зарплата профессора за год составляла тогда 4 200 руб.).
После этого дела Фаберже пошли в гору, он открыл четыре отделения, в том числе одно в Лондоне, и продавал свои изделия «уже по доступным ценам». Как пояснили участники сессии, государство создавало такой механизм: было выгодно создавать качественные эксклюзивные вещи, иметь статус, которым дорожили — статус поставщика императорского двора. В числе клиентов Фаберже были Ротшильд, Нобель, Кшесинская.
Как отметила директор музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Надежда СМИРНОВА, «отечественные предприниматели успешно конкурировали, потому что любили своё дело», их девизом было «Всё для дела, ничего для себя». Рекламируя свою продукцию, умели по-настоящему удивлять. Изучали рынок и находили с ним обратную связь: например, издатель Сытин, совершенствуя свой перекидной календарь, предназначенный для широкой народной аудитории, просил людей писать ему – чем бы ещё дополнить этот календарь. Он освоил крестьянский рынок, и его календарь висел в каждой избе.
Предприниматели имели высокий статус в обществе. Для московского купечества был создан титул «потомственные почетные граждане», которые присуждался по обороту капитала, рассказал соучредитель и гендиректор возрождённого «Товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей» Дмитрий АБРИКОСОВ. Побеждая на художественно-промышленных выставках, предприниматели получали право изображать герб государства на своей продукции, рассказал потомок рода Абрикосовых. Он напомнил, как после легендарной Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года русский стиль, «а ля рюсс», стал известен во всём мире. Государство формировало класс предпринимателей, государственный герб на их продукции был «как награда», отметил Дмитрий Абрикосов. «Всё русское было лучшим», — заключил он. «Кроме чая», — пошутили участники сессии, да и то потому что он в России не рос. По мнению продолжателя дела Абрикосовых, предприниматель должен уметь заглядывать в будущее, предвидя потребительский спрос: «Если не смотреть вперёд на поколение, ты точно отстанешь от конкурентов».
Предприниматель и коллекционер Денис фон МЕКК, потомок одноименной династии, рассказал о социальной ответственности предпринимателей прошлого, вложениях в человеческий капитал. Он привел пример социального проекта из прошлого своих предшественников. Барон Николай Карлович фон Мекк, с 1892 года четверть века возглавлявший Общество Московско-Казанской железной дороги, в начале XX века начал строительство города-сада на 10 тыс. человек для работников своей железной дороги, «по самым передовым градостроительным концепциям того времени». Проекту помешала осуществиться первая мировая война. «После революции проект ультрасовременного города-сада для рабочих-железнодорожников был окончательно заброшен, победивший в классовой борьбе пролетариат проще было рассовать по тесным баракам», — отмечается на сайте династии фон Мекк
Предки фон Мекка взращивали своих специалистов; строили школы и училища, общежития для государственных университетов, учреждали стипендиальные фонды. Ясно, что всё это не было простой благотворительностью, а работало на развитие дела предпринимателя: ведь хорошие специалисты, знающие себе цену и лояльные к своей компании – это тоже важный ресурс в конкурентной борьбе.
По просьбе «Своего проекта» ситуацию с монополизацией рынков и возможное ужесточение антикартельного законодательства в России прокомментировал директор Института повышения конкурентоспособности Алексей УЛЬЯНОВ. Предлагаем вашему вниманию его комментарий.
Монополизация у нас действительно происходит, причем параллельно с огосударствлением экономики. Какую сферу ни возьми — за монополизацию несет ответственность государство. В нефтегазовой сфере доминируют несколько госкомпаний, в финансовой — ЦБ «зачистил» банковскую систему от малых частных банков. И таким примерам нет конца.
Для развития конкуренции необходимо кардинально менять систему госзакупок. Аукцион прямо толкает к «заточке» торгов под конкретного поставщика, конкуренция на аукционе превращается в имитацию. По оценкам ВШЭ, 60% аукционов «заточены». Надо переходить на такие способы закупок, которые приняты в развитых странах, когда госзаказчик определяет не одного, а нескольких победителей.
Считаю, что антикартельный законопроект ФАС добьет остатки частного бизнеса. Очень часто картельные дела возбуждаются в интересах крупных структур, «кошмарят» малый бизнес. Конечно, есть масса сговоров на торгах, но они порождены «кривой» системой госзакупок. Ужесточение санкций ударит по малому и среднему бизнесу, короли госзаказа не пострадают.
Было бы полезно учесть опыт Китая, который до 2011 года жил вообще без антимонопольной службы, зато конкуренцию развил будь здоров — львиная доля налогов оставалась на местах, и местные органы власти были заинтересованы в создании десятков тысяч новых производств. Стимулы регионам развивать собственную экономику работают гораздо лучше, чем карательный централизованный орган.
Надо снять действующий де факто запрет на развитие программ партнерства госкорпораций с МСП, чтобы госкорпорации создавали вокруг себя кластеры поставщиков, оказывали им поддержку.
И конечно, никакой реальной конкуренции не будет без пересмотра экономической политики в стране, прекращения давления на бизнес, масштабной приватизации значительной части госкомпаний.
Источник: СП-пресса.