normal-14naСегодня правительственная комиссия по конкуренции рассмотрит поправки в закон о защите конкуренции — так называемый четвертый антимонопольный пакет, сообщили «Ведомостям» участвующие в обсуждении проекта эксперты и подтвердил начальник управления ФАС Сергей Пузыревский. Принять поправки ФАС предлагает с 2012 г. Но против выступил бизнес: проект расширяет полномочия службы.

Как для монополий

Законопроект распространяет правила, регулирующие сейчас работу только монополий, на все компании с долей рынка более 70% — им придется предоставлять недискриминационный доступ потребителям своих услуг. Это госрегулирование экономики, возмущается сотрудник нефтегазовой компании: «Для естественных монополий это оправданно, для частного бизнеса — неприемлемо». Компании с долей в 70%, по сути, тоже монополии, аргументирует Пузыревский: недопустима дискриминация потребителей, нельзя устанавливать монопольно высокую цену, отказываться заключить договоры. В отсутствие правил приходится разбираться в каждом случае, сетует он. Но новые правила коснутся не всех «технических монополистов», так как рубеж в 70% — не единственный критерий, отмечает Пузыревский: должны быть серьезные барьеры входа на рынок, он не должен быть конкурентным.

Правила недискриминационного доступа для таких компаний определит правительство, за нарушение им будет грозить штраф от 1 до 15% годового оборота на рынке, где произошло нарушение. Такой штраф уже грозит за злоупотребление доминирующим положением, говорит менеджер сырьевой компании, ФАС же хочет не только наказывать за нарушения, но и вмешиваться в деятельность компании еще до того, как она что-то нарушила. Возрастают риски того, что ФАС будет злоупотреблять таким правом, беспокоится собеседник «Ведомостей».

Непонятно, при каких условиях будет работать новый механизм, отмечает управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин: какой период времени доля компании на рынке должна превышать 70%, за что еще будет грозить оборотный штраф и, главное, как долго будут действовать правила недискриминационного доступа. Госрегулирование возможно только для некоторых секторов, считает представитель Федеральной службы по тарифам. Но оно должно быть комплексным и нацелено на снижение дефицита производства, отмечает он: «Это в большей степени вопросы отраслевой политики, а не антимонопольного регулирования».

Интеллектуальный контроль

Еще один камень преткновения — распространение антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность. Сейчас такого регулирования нет, говорит Пузыревский, иммунитет используют недобросовестные правообладатели, в основном западные, для обхода антимонопольного регулирования, объясняет он: «Они включают в лицензионные договоры условия по обороту товара: где, как, по какой цене и кому его продавать».

Лицензионные соглашения — это всегда монополия, они заключаются с правообладателем именно для получения исключительных прав на технологию, недоумевает сотрудник высокотехнологичной госкомпании. Если поправки будут приняты, то ФАС сможет придраться к любому из них, говорит он: «Это ставит под вопрос любой трансферт технологий».

Особенно сложно будет продвигать на рынок дорогие инновационные продукты, отмечает Варварин: возрастут риски антимонопольного преследования. На практике ФАС будет тяжело выделить в цене товара себестоимость, стоимость бренда и ноу-хау, считает он.

Передачу товарных знаков и патентов поправки не регулируют, успокаивает Пузыревский, но лицензионное соглашение не должно навязывать условия по обороту товара. Контролировать нужно не договоры, а деятельность, призывает менеджер госкомпании: штрафовать правообладателя за систематические нарушения, а не блокировать конкретное соглашение. На комиссии РСПП (президент союза Александр Шохин выступит содокладчиком по пакету), вероятнее всего, предложит исключить обе инициативы и продолжить их доработку в рамках отдельного проекта, говорит Варварин.

Проект ФАС в текущей редакции поддерживают почти все ведомства, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, основные вопросы были сняты на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова на прошлой неделе (его представитель от комментариев отказался). Серьезных возражений нет, подтверждает сотрудник аппарата правительства. ФАС поставила изменения законодательства на поток, сетует член генерального совета «Деловой России» Сергей Колесников, постоянное изменение правил и разрастание полномочий службы приводят к правовой неопределенности; предприниматели не знают, чего ждать.

Подробнее: Ведомости