11218952_1690757547809932_2455637835009790792_nПоправки в законодательство, принятые Госдумой, серьёзно изменят приоритеты в работе антимонопольной службы. Однако вопрос о том, как будут применяться новые нормы на практике, пока остаётся открытым. — Такую точку зрения выразили эксперты, собравшиеся в пресс-центре «Парламентской газеты».
Напомним, на прошлой неделе Государственная Дума скорректировала закон о конкуренции, а также в первом чтении рассмотрела закон об ограничении проверок для бизнеса. «Антимонопольное законодательство сегодня устарело и давно не отвечает требованиям времени», — заметил глава Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Он также пояснил, что суть поправок вкратце сводится к тому, что карательных функций у ФАС станет меньше, а возможностей по предупреждению нарушений больше. Собственно, необходимость реформ хорошо понимали и в самом ведомстве — первый вариант законопроекта с поправками был внесён в Госдуму ещё в 2013 году.

Дело в том, что антимонопольная служба катастрофически перегружена: 60 тысяч дел в год (в США антимонопольщики рассматривают не более ста). А результат прямо противоположный — согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Россия по эффективности антимонопольной политики оказалась на 102-м месте.

«До 70 процентов возбуждённых ФАС дел — дела против компаний малого и среднего бизнеса. То есть проверки антимонопольщиков в большинстве своём надуманные, стали одним из средств «закошмаривания» бизнеса», — объясняет ситуацию директор Национальной ассоциации институтов закупок Алексей Ульянов. Доходило и до смешного: в одном из регионов в картельном сговоре были обвинены компании, предоставляющие услуги по прыжкам на батуте. С принятием поправок это должно уйти в прошлое. Все предприятия с оборотом до 400 миллионов рублей в год освобождаются от антимонопольных проверок (на них теперь потребуется санкция прокуратуры), что значительно облегчает жизнь малому предпринимательству.

Важным моментом также является и то, что теперь в случае выявления нарушений ФАС должна будет сначала вынести предупреждение предпринимателю, а уже потом прибегать к санкциям. Но кое-какие лазейки для нечистых на руку чиновников всё же остаются. «Статья о картельном сговоре пока не отменена, и для проверки по этим основаниям санкция прокурора не нужна по-прежнему. ФАС также получит возможность контролировать договора купли-продажи между хозяйствующими субъектами», — напоминает Алексей Ульянов.

Между тем конкуренцию следует не только защищать, чем до этого, по идее, и занималась антимонопольная служба, но и развивать. «В нынешней экономической реальности антимонопольному ведомству следует серьёзно перестроить свою работу,- считает член комиссии Общественной палаты по развитию малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. — Сегодня за отчёты по тысячам заведённых дел против автомоек и булочных уже никто не похвалит, скорее, наоборот. Нужны дела против крупных монополистов и, в частности, иностранных компаний, работающих на нашем рынке».

К этому подталкивает антимонопольщиков и государственная политика импортозамещения, которая предполагает защиту отечественного производителя внутри страны. Впрочем, конкретный пример работы ФАС на этом фронте уже есть. В феврале прошлого года ведомство возбудило дело в отношении компании Google. Поводом для проверки стало заявление «Яндекса», пожаловавшегося, что Google навязывает свои сервисы производителям мобильных устройств на платформе Android. Хватит ли у ФАС возможностей выдать иностранному поисковику такое предписание, по которому штрафов не избежать, мы скоро увидим. Во всяком случае, депутат Анатолий Аксаков заверил, что готов дать антимонопольщикам новые законодательные инструменты в борьбе с иностранными монополистами.

Подробнее: Парламентская газета