От этой безобразной практики Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в условиях пандемии такое впечатление, что сотрудники ведомства Игоря Артемьева, если заболевают, то лечатся не лекарствами, а количеством участников торгов и жалобами по закупкам. Служба несменяемого господина Артемьева, похоже. совсем отвязалась и потеряла чувство реальности: Правительство вводит мораторий на проверки бизнеса, но ФАС продолжает ходить на проверки и кошмарить бизнес. Правительство в экстренном порядке принимает поправки в №44-ФЗ, существенно упрощающие и ускоряющие закупки в период пандемии, но ФАС торпедирует этот процесс, возбуждая против медиков дела (им сейчас вот только разбирательств с ФАС не хватает), требуя проведения аукционов. То есть срок увеличивается на 2-3 месяца, врачам запрещается закупать реально эффективные препараты и оборудование, а только те, которые победят по единственному критерию — цене (то есть низкокачественные или с побочными эффектами). Причем выстроенный в свое время самой ФАС механизм определения начальных цен построен таким образом, что низкокачественные препараты и оборудование будут закупаться по ценам выше рынка, иногда кратно. Но даже если больнице удастся пройти между Сциллой и Харибдой и закупить на тендере действительно нужный препарат или оборудование, закупка может быть снесена подачей жалобы в ФАС со стороны профессиональных жалобщиков (зачастую связанных с недобросовестными чиновниками службы). И тогда разбирательства еще на полгода минимум.

Очевидно, что пациенты не могут ждать, пока ФАС наиграется в свои игры с торгами и насытит свои, и профессиональных жалобщиков, коррупционные аппетиты. Сейчас уже очевидно, что созданная ФАС система госзакупок угрожает жизни и здоровью наших граждан под предлогом борьбы с «ограничениями конкуренции». Закупки на торгах средств защиты, аппаратов ИВЛ превращаются в муки ада, сознательно поддерживаемого практикой ФАС. Несмотря на ежедневный рост зараженных новой коронавирусной инфекцией, ФАС по-прежнему продолжает бессмысленную борьбу с товарными знаками.

Заказчики, чтобы закупить необходимое медоборудование, лекарства, маски вынуждены переписывать их технические параметры в документацию без указания товарного знака, чтобы «не ограничить конкуренцию». Затем, когда кому-то это не нравится, врачи больниц обязаны доказывать ФАС, что врачам нужно именно определенное лекарство или перчатки и маски с определенным уровнем защиты конкретного производителя.

Например, одна московская больница попыталась закупить инфузионные катетеры. Но участник закупки пожаловался, что описание катетеров указывает на одного производителя. Казалось бы, заказчик не требует, чтобы участниками закупки были только производители. Но жалобщик на заседании Московского УФАС заявляет, что свободное приобретение таких товаров является невозможным, поскольку иначе у него «не возникли бы трудности».

И такая нелепая аргументация о «трудностях» послужила основанием для ФАС вернуть все на этап подачи заявок и наказать заказчика (дело № 077/06/57-6090/2020). Такие гениальные «обоснования» встречаются в решениях ФАС повсеместно: было трудно профессиональному жалобщику — накажем больницу.

Для ФАС в таких делах потребности заказчика для лечения пациентов совсем неважны. Главное, чтобы заказчик-врач смог доказать ФАС, что требования к медизделиям, оборудованию установлены так, что хотя бы 2 производителя будут им соответствовать (дело № 077/06/57-6048/2020).

Другими словами, ФАС поставила абстрактную цель защиты конкуренции выше обеспечения защиты жизни и здоровья человека – такой позиции ФАС продолжает придерживаться и сейчас в период пандемии коронавируса.

Еще в одном деле ФАС указала, что заказчик был не вправе проводить закупку на поставку и монтаж аппаратов ИВЛ с требованием о личном исполнении поставщиком контракта без привлечения третьих лиц. По мнению ФАС, поскольку поставка не требует лицензии, а монтажные работы входят в перечень лицензируемых видов деятельности, значит, запрет на субподряд грубо нарушает №44-ФЗ. И неважно, что в ст. 780 ГК РФ прямо написано, что исполнитель обязан оказывать услуги лично. Опять конкуренция важнее здоровья и жизни.

Более того, «в целях развития конкуренции» ФАС требует от заказчика-больницы разыграть не один, а два аукциона: первый на поставку, второй – на монтаж аппаратов ИВЛ. Про срочность поставки и больных можно смело забыть, главное для врачей здесь количество заявок на аукцион (дело №006/06/31-150/2020). И опять для ФАС неважно, что фирма-победившая в аукционе на монтаж путем почти предложения демпинговой цены, может вообще не знать, как обращаться с оборудованием и повредить его.

Мы рекомендуем заказчикам закупать ИВЛ по контрактам жизненного цикла и сразу устанавливать требование наличия лицензии, чтобы не попадать в подобные ситуации. Также мы призываем писать обращения на имя Президента РФ Путина В.В., Председателя Правительства РФ Мишустина М.В., курирующего работу ФАС вице-премьера Белоусова А.Р. с требованием:
1. Приостановления на период пандемии коронавируса действия №44-ФЗ (с переводом бюджетных учреждений на более мягкий и гибкий №223-ФЗ).
2. Проведения в отношении руководителя ФАС Артемьева И.Ю. и его заместителей, курирующих госзакупки Евраева М.Я. и Цариковского А.Ю. проверок по признакам превышения должностных полномочий, нарушения №44-ФЗ и невыполнения решений Правительства РФ о моратории на проведение проверок.

При подготовке статьи использовались материалы телеграм-канала Закупки и госзаказ @t.me/zakupkinews и рисунок Сергея Елкина.