По сути, ФАС просит себе полномочий силового органа. Это может привести к росту и без того высокой коррумпированности ФАС (согласно рейтингу журнала Коммерсантъ-власть, ведомство Игоря Артемьева занимает 1 место по коррупции среди органов исполнительной власти).
Проблема обостряется еще больше, учитывая что почти 2/3 картельных решений ФАС отменяется судами, то есть эти решения являются незаконными. А по данным Счетной палаты, только 16% картельных штрафов уплачивается в бюджет (в чьих карманах оседают оставшиеся 84%, остается только гадать).
Растет преследование малого бизнеса по картельным составам — доля дел против малого бизнеса в общем числе картельных дел достигает 90%. То есть крупных картельных расследований у ФАС практически нет, часто картельные дела возбуждаются против малого бизнеса в интересах крупного — для зачистки рынка от нежелательных конкурентов. (подробнее см. статью Алексея Ульянова «Много маленьких картелей» )
Таким образом, надо не полномочия новые давать ФАС по борьбе с картелями. а признать работу ведомства неудовлетворительной, отстранить от должности руководителя ФАС и ответственных за борьбу с картелями заместителей и начальников структурных подразделений с проведением в отношении них служебных расследований.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила законопроект, который расширяет полномочия ведомства в противодействии антиконкурентным соглашениями компаний. Согласно тексту документа, ФАС хочет изымать у подозреваемых в картельном сговоре компаний документы и предметы, требовать объяснений у сотрудников и получать материалы оперативно-розыскной деятельности. Для этого служба намерена инициировать поправки в Уголовный кодекс.
Разработку документа ведомство обосновало тем, что ежегодно потери государства от сговора картелей превышают сотни миллиардов рублей. «Ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5–2% ВВП ежегодно. Завышение цен в случае картелей на торгах достигает 30% от начальной стоимости предмета торгов, завышение цен картелями на товарных рынках составляет 18%, трансграничными, международными картелями — 23%»,— говорится в законопроекте.
Источник: Коммерсант.