912-fasГлаве Федеральной антимонопольной службы придется отказаться от ряда ключевых поправок в закон «О защите конкуренции», против которых наиболее остро возражало деловое сообщество. Самое главное, что, скорее всего, ФАС не позволят регулировать эксклюзивные разработки изобретателей. Минувшую неделю представители делового сообщества, которые «держат оборону» против натиска Федеральной антимонопольной службы с ее четвертым антимонопольным пакетом поправок (4-й АМП) в закон «О защите конкуренции», провели в сильном напряжении. Глава ФАС Игорь Артемьев доложил о готовности законопроекта президенту. После того, как в завершение беседы Владимир Путин резюмировал: «Хорошо», — у многих уже было угасла надежда избежать усиления позиций антимонопольной службы. Но оказалось все с с точностью до наоборот: в результате Игорю Артемьеву придется сдать еще ряд принципиальных позиций.

Речь идет о пакете поправок, который изначально составлял несколько десятков страниц текста и с которым предприниматели связывали полный закат малого и среднего бизнеса и торжество крупных монополий. Совершенно обратным образом представляет законопроект Игорь Артемьев, называя его чуть ли не самым либеральным среди стран Организации экономического сотрудничества и развития, самым лояльным к малому и среднему бизнесу и беспощадным к нарушениям со стороны крупных компаний и государства.  Представители деловых кругов, которые взаимодействуют с властью  по законотворчеству, не могут припомнить случаев, чтобы какое-то госведомство  так долго лоббировало принятие поправок, встретивших столь жесткое сопротивление со стороны экспертного сообщества и других органов власти. Этой истории скоро будет уже три года.

За это время РСПП, ТПП, «Деловая Россия» «отбили» массу поправок, которые, по их мнению, могли бы существенно ухудшить положение малого и среднего бизнеса. На их стороне выступило и Минэкономразвития, которое сейчас продвигает другой законопроект, предусматривающий полный запрет регулирования малого бизнеса со стороны ФАС. В итоге такого сопротивления 4-й АМП уже пять раз правительство «заворачивало» на доработку с директивой «согласовать» с деловым сообществом.

В финальном варианте кроме многих позитивных изменений (они действительно могут сделать антимонопольное законодательство более либеральным), сохранился ряд положений, которые не приемлеемы для предпринимателей. Это установление для занимающих доминирующее положение на рынке компаний правил не дискриминационного доступа (ПНД), введение регулирования на товары, произведенные с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Это и согласование с ФАС создания новых полностью или частично государственных и муниципальных предприятий. В таком виде недавно законопроект был представлен на закрытом совещании первому вице-премьеру правительства Игорю Шувалову, который особых возражений, как ранее, уже не высказал. Следом должно было пройти у него же итоговое совещание, но его перенесли в связи со встречей Игоря Артемьева с президентом.

«Очень много было жарких обсуждений с предпринимателями, но в целом сейчас работа, которая длилась два года, завершена, — доложил главаФАС на этой неделе Владимиру Путину. — И мы реализуем и дорожную карту, и рекомендации лучших практик, которые сложились в мире в международной конкурентной системе». Он заверил президента, что Россия занимает теперь одни из лучших позиций в мировых рейтингах по части защиты конкуренции. «Хорошо», — резюмировал Владимир Путин.

Предприниматели полагают, что это вдохновило Игоря Артемьева, который ожидал, что на итоговой правительственной комиссии возражений уже не последует. Но получилось по-другому. По всей видимости, резюме президента было куда более многозначительным, чем прямое одобрение законопроекта. Все выглядит в итоге так, что это «хорошо» оказалось скорее адресовано деловому сообществу.

Глава РСПП Александр Шохин в очередной раз выступил категорически за исключение из законопроекта нормы о введении правил не дискриминационного доступа. Речь идет о том, чтобы компания-монополист публиковала все принципы ценообразования и другие условия торговли, которые обычно составляют коммерческую тайну.

«Раскрытие информации о ценообразовании на внутреннем рынке может нести риски, во-первых, согласованных действий на рынке, если на нем помимо доминирующего субъекта действуют еще другие субъекты; во-вторых, использования этой информации конкурентами компании на мировых рынках», — говорится по этому поводу в аналитической записке НИУ ВШЭ. Недавно в качестве эксперимента ПНД решили применить в отношении «Уралкалия».  После их утверждения правительством по предложению ФАС цены на внутреннем рынке удобрений от монополиста повысились в два раза, притом что мировые остались на прежнем уровне. По подсчетам экспертов ВШЭ, с 2011 по 2013 год «Уралкалий» дополнительно получил от потребителей от 11 млрд до 13 млрд рублей.

В ПНД для другого монополист —  «Апатита» сотрудники ФАС заложили повышение цен в полтора-два раза. После этого, например, один из крупнейших производителей удобрений из апатитового концентрата, «Воскресенский завод удобрений», на время закрылся. Бюджет в этом году недополучит 4,5 млрд рублей, заявили в компании.

Позицию Шохина поддержали и представитель Минэкономразвития. В итоге на заседании правительственной комиссии договорились сохранить норму в целом, но с существенными оговорками. В прежней редакции 4-го АМП предполагалось выписывать ПНД по итогам возбуждения дела о нарушении закона «О защите конкуренции», по итогам анализа рынка и в случае сделок по слиянию и образования высокой концентрации на рынке. В итоге договорились сохранить лишь одну причину – на основании возбуждения дела. «Анализ рынка будет проводиться обязательно при возбуждении любого дела в случаях необходимости установления правил не дискриминационного доступа» — пояснил «Эксперт Online» Сергей Пузыревский, директор юридического департамента ФАС.

Куда более серьезной поправкой представляется желание ФАС регулировать держателей патентов, которые сейчас выведены из под действия закона «О защите конкуренции». Ранее предприниматели уже добились, чтобы эта норма была смягчена, и в ФАС сделали оговорку: регулирование результатов интеллектуальной деятельности в случае выведения товара на рынок. Но это мало что дает, поскольку изобретатель без товара, сделанного на основании его изобретения, ни для кого не представляет интереса. Похоже, Игорю Шувалову эта история уже надоела – именно «интеллектуалка» ранее встречала самую жесткую позицию. Против нее возражало и правовое управление администрации президента, говоря, что норма противоречит Гражданскому кодексу. Как известно, любой изобретатель чего-то принципиально нового по факту является монополистом. Чтобы он мог окупить затраты, законы почти всего мира позволяют устанавливать и монопольно высокую цену (пока не появится что-то новое), и свои условия работы с дилерами и многое другое, что запрещает закон другим монополистам. (В некоторых странах в исключительных случаях иностранных монополистов-инноваторов заставляют делиться патентом). Почти все экспертные круги, включая Минэкономразвития, забили тревогу, опасаясь, что монопольное регулирование товаров, произведенных с использованием новых патентов, убьет развитие инноваций. «Изобретатели просто убегут из России» — уверен член генсовета «Деловой России» Сергей Габестро. «Вы объясните, наконец, чего хотите», — примерно так отреагировал Игорь Шувалов на последнем заседании правительственной комиссии, обращаясь к Игорю Артемьеву. Он дал ему десять дней на подготовку аналитической записки с изложением проблематики

«Вряд ли Игорь Артемьев представит внятную проблематику, ее просто нет, иначе бы за два с лишним года он ее давно бы уже представил и широко осветил в СМИ, — пояснил «Эксперт Online»  директор по развитию «Национальной ассоциации института закупок» Алексей Ульянов. —  Глава ФАС периодически вспоминает, как  какая-то крупная иностранная фармкомпания продавала в России лекарства по ценам выше, чем за рубежом. Но может такой случай и был, но самого дела ФАС против этой компании мы не нашли, его просто не было.  Судя по тому, что Игорь Артемьев уже пошел на многие уступки, но упорно не желает отказываться от «интеллектуалки», значит  именно она ему нужна в первую очередь, чтобы получить власть в том числе и над крупными фармкомпаниями, и над всеми инновационными институтами развития».

Удивительно, что к борьбе против 4-го АМП еще не подключился глава «Роснано» Анатолий Чубайс, которому в случае принятия законопроекта в нынешнем виде пришлось бы попасть в зависимость от главы ФАС. «Что касается регулирования использования результатов интеллектуальной деятельности, то здесь уточнения такие: регулирование наступает только в том случае, если действия привели к ограничению конкуренции и если товар обращается на рынке», — говорит Сергей Пузыревский.

«Российские биотехнологии занимают всего 1% российского рынка, поэтому, возможно, мера нацелена в первую очередь на западные фармкомпании, — пояснил «Эксперт Online»  Артур Исаев, генеральный директор  ОАО «Институт стволовых клеток человека». – Но боюсь, что дополнительный контроль скажется негативно и на отечественных биотехнологиях. Потому что защищенность интеллектуальной собственности, возможность свободно использовать ее результаты – это один из ключевых факторов, позволяющий привлекать капитал в новые разработки». По словам Артура Исаева,  российский рынок биотехнологий сейчас испытывает рецессию, несмотря на обширные программы поддержки со стороны государства, многие административные барьеры не сняты до сих пор.

«Рынок и без ФАС сильно зарегулирован госорганами. В итоге у нас с 2010 года ни одно испытание новое не проводится по регенеративной технологии, например. Именно потому что не понятно, как и где можно будет использовать продукт, получаемый из таких инноваций. Очень трудно пройти процесс регистрации нового изделия. Один из способов получить большие продажи – это включить новый препарат в перечень жизненно-необходимых лекарственных препаратов. Но при включении в список вам придется обосновывать цену. Так что ценовое регулирование и без того уже присутствует». Если Игоря Шувалова не убедит аналитика, представленная Фас по части «интеллектуалки», то наиболее спорная норма законопроекта будет, скорей всего, полностью отменена. Наконец, на комиссии у Шувалова была частично исключена еще одна норма 4-го АМП, согласно которой органы власти должны будут получать разрешение в ФАС при открытии новых муниципальных, государственных предприятий (МУПы и ГУПы). В принципе деловое сообщество воспринимает эту меру положитльно. Поскольку сейчас многие МУПы и ГУПы занимают монопольное положение в некоторых секторах, например, ЖКХ, не допуская туда частный бизнес. Усиление конкуренции позволило бы повысить качество услуг и снизить цены.

«С одной стороны, логика понятна: снять ограничение на доступ частному бизнесу в социальный и коммунальный сектор, — пояснил «Эксперт Online» Сергей Колесников, президент «Технониколь». – С другой стороны, следует ли позволять ФАС по сути контролировать социальные функции, выполняемые губернаторами? Это приведет к усилению власти ФАС и есть опасения, что использоваться она, скорей всего, будет неправильно – губернаторы по сути получат второго президента и премьер-министра. Но подчеркиваю, это мое частное мнение, оно отлично от общей позиции «Деловой России»». Изначально предполагалось, что разрешение следует получать и на создание предприятий с частичным госучастием. Но от этого Игорю Артемьеву пришлось отказаться. «Мы особенно против этого не возражали, потому что малому и среднему бизнесу не было бы вреда, если бы министерствам пришлось бы согласовывать с ФАС открытие нового холдинга, например, — говорит Алексей Ульянов. – Все равно по звонку ФАС согласовала бы что угодно». Более чем двухлетнее напряженное обсуждение 4-го АМП подходит к завершающей стадии. И последнее заседание правительственной комиссии деловые круги воспринимают как общую победу.

Источник: Эксперт