Федеральная антимонопольная служба предложила предоставлять скидки на сырье производителям удобрений, чтобы компенсировать им выпадающие доходы от скидок, которые они предоставили аграриям. Эксперты отмечают, что даже очень большие скидки на сырье не существенно повлияют на стоимость конечной продукции. Поэтому участники рынка считают, что инициатива ФАС нарушит конкурентный баланс: отдельные монополисты сырья просто укрепят свои позиции за счет других.
Правительство продолжает искать механизмы снижения цены на минеральные удобрения для аграриев, которые констатировали, что их стоимость за прошлый год выросла более чем на 50%. Сельхозпроизводители настаивали на ценах уровня начала прошлого года. На это отреагировали участники Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), согласившись заморозить рост цен на уровне января или февраля этого года. Ранее РАПУ согласовала с производителями удобрений скидку в период посевной (с февраля по май) в 15-20%. В целом за посевную аграриям должно быть поставлено около 1,65 млн тонн удобрений (измеряется в действующем веществе).
«Формулируй» это
Однако Российский союз химиков (РСХ) выступил с инициативой введения скидок на сырье и для производителей удобрений. Глава РСХ Виктор Иванов заявил, что снижение цены для аграриев пошатнет экономику производителей, поэтому он предложил, чтобы монопольные поставщики сырья тоже давали им скидку в 20% для выпуска тех объемов минеральных удобрений, которые идут на внутренний рынок. На это глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ответил, что такая скидка должна быть обязательно плавающей: если курс рубля изменяется, корректируется и отпускная цена для производителя. «Для этого нужно формульное ценообразование», — пояснил Артемьев и направил в начале апреля в Минпромторг проект формулы на скидку на сырье для удобрений. Предложенная ФАС формула учитывает удельную долю сырья в стоимости сложных удобрений, объем их реализации в России и размер скидки для российского агропрома от экспортной цены.
«Мы как крупнейший поставщик удобрений на российский рынок активно выступаем за применение комплексного подхода в установлении скидок на удобрения для внутреннего рынка и на сырье для их производства. Правила игры должны быть едиными по всей цепочке производства удобрений, — пояснили в «ФосАгро». — В свою очередь, мы готовы продавать апатитовый концентрат, реализуемый для выпуска удобрений на российский рынок со скидкой, но при условии, что аналогичные скидки дадут и производители других компонентов (аммиак, калий и сера) для сложных удобрений».
Скидка пошатнет антимонопольный баланс
Остальные участники рынка идею ФАС не поддерживают, полагая, что в результате ее реализации может быть нарушено антимонопольное законодательство, т.к. на российском рынке сложатся различные цены на один и тот же товар для разных потребителей. Например, аммиак производителям удобрений будет продаваться по одной цене, а производителям другой продукции – по другой.
«Позиция ФАС и ОАО «Фосагро» по вопросу предоставления скидок на сырье для производства удобрений, предназначенных для внутреннего рынка, вызывает удивление, — пояснили в «Уралхиме». — Все производители имеют различные по своему составу продуктовые портфели, и в зависимости от преобладающих в них видов продукции несут сбалансированные расходы на поддержание сниженных цен на удобрения для российских сельхозпроизводителей. В частности, «Уралхим» является крупнейшим в России производителем аммиачной селитры и уже оказывает существенную поддержку отечественным аграриям. В случае принятия решения о поставке сырья для производства удобрений на внутренний рынок со скидками для отдельных покупателей может быть нарушен закон «О защите конкуренции», поскольку формула скидки предполагает продажу сырья разным потребителям по разным ценам».
У «Уралкалия» инициатива ФАС тоже вызывает вопросы:
«Компания и так дает производителям сложных удобрений значительную скидку к цене по формуле, рекомендованной ФАС России. Общий объем скидок производителям сложных удобрений только в 2014 году превысил 1,5 миллиарда рублей», — пояснили в «Уралкалии».
Однако в ФАС считают опасения производителей напрасными.
«Мы заложили в формулу объемы сырья поставляемые на внутренний рынок, — говорит заместитель начальника Управления контроля химической промышленности ФАС России Сергей Вершинин. – А значит, если и будет разница складываться в размере предоставляемой скидки для разных потребителей в зависимости от объемов реализации, то очень несущественная».
По словам Вершинина, на некоторые виды сырья для удобрений, например апатит и серу, скидки не предусмотрены, в итоге некоторые производители сталкиваются с экономическими ножницами, когда конечную продукцию продают с дисконтом, а сырье закупают по рыночным ценам.
Вне конкурентной логики
Однако участники рынка подозревают, что «ФосАгро» приветствует идею ФАС, поскольку является крупнейшим потребителем калия, который в отличие от других «ингридиентов» для удобрений им приходится покупать. Отношения между монополистами и без того пестрят конфликтами. То есть, например, Уралкалию может быть рекомендовано продавать тому же «ФосАгро» по низкой цене калий, в то время как один из акционеров (20%) «Уралхим» сетует, что не может купить у последнего по адекватным ценам и в нужных объемах сырье для своего производства в Воскресенске.
«Позиция ФАС, как мы считаем, противоречит логике, — говорят в «Уралхиме». — До того, как решить вопрос об обеспечении сырьем отечественных производителей удобрений, антимонопольная служба ставит вопрос о введении дополнительных скидок. Например, «ФосАгро» до сих пор отказывает «Воскресенским минеральным удобрениям» в поставках апатитового концентрата, предпочитая отправлять эту продукцию на экспорт».
Как известно в феврале 2014 года «Воскресенские минудобрения» (ВМУ) Уралхима объявили о полной остановке завода на три месяца из-за разногласий с компанией «ФосАгро» по цене на апатит, а также объемам закупаемой продукции. «ФосАгро» предложили заводу вместо запрошенных 500 тысяч тонн на 2014 год только 60 тысяч тонн. Впрочем, эти споры возникают регулярно, и «ФосАгро» не признает злоупотребление своим монопольным положением.
«В текущем году «Апатит» продает ВМУ те объемы, от которых отказались другие покупатели», — заявил представитель «ФосАгро». Он добавил, что от заключения договора отказалось само ВМУ, после чего зарезервированные для него объемы были проданы и законтрактованы другими покупателями.
Однако эксперты отмечают, что цена выросла после того как в конце 2013 года ФАС прописало для «ФосАгро» правила недискриминационного доступа к продукции (ПНД, формула ценообразования), привязав цену для внутренних потребителей к средней мировой в валютном выражении.
«Тогда в моменте цена на аппатитовый концентрат выросла в 1,5 раза для российских потребителей, — говорит директор по развитию Национальной Ассоциации института закупок «Деловой России» Алексей Ульянов. – У нас вообще складывается впечатление, что ФАС стала акционером «ФосАгро», поскольку, судя по нашему мониторингу, все время в судах становится на сторону этой компании. Например, в разных процессах почему-то те же ПДД представляются юристами ФАС то как рекомендательные, то как обязательные для исполнения – в зависимости от того, как это выгодно «ФосАгро».
В марте кстати «Фосагро» судилась с «Газпром серой» по сути тоже за цену на сырье. Производящий значительную часть российской серы ООО «Газпром сера» (около 5 миллионов тонн в год) половину этой продукции поставляет на экспорт, а значит, цены для внутреннего потребителя из числа участников рынка минеральных удобрений всегда были привязаны к минимальной экспортной. В 2014 году компанией «Газпром» был разработан и направлен в адрес ФАС проект Сбытовой политики по сере (аналог ПНД), в котором предложен новый подход к формированию цен реализации серы на внутреннем рынке. Эта политика не устроила «ФосАгро» как крупнейшего потребителя серы и компания обратилась в суд.
«Почему-то в этом случае ФАС специально выступила в суде третьей стороной, а сделать это может только тот, чьи интересы затрагивает спор, — обратил внимание Алексей Ульянов. – А ведь «Газпром сера» хотел сделать то, же, что ранее ФАС сделала для ФосАгро».
Кстати, Арбитражный суд Москвы обязал ООО «Газпром сера» при установлении цены на жидкую серу придерживаться предписаний ФАС. В частности, определять цены реализации жидкой серы на внутренний рынок на основании минимальных экспортных цен на гранулированную серу без учета транспортных расходов на экспортную доставку и издержек по грануляции.
«Поэтому мы не исключаем риск того, что рекомендации по скидкам для одних будут обязательны, а для других нет», — говорит Ульянов.
Аграрии эффекта не ощутят
Участники рынка опасаются также того, что получив скидку на сырье, производители отравят его на экспорт, а не будут использовать для внутреннего производства. Как известно, российские производители удобрений экспортируют до 80% продукции, в основном сырья. «Непонятно, зачем вообще государство вмешивается в процесс ценообразования, поскольку главным критерием цен все равно остается мировая конъюнктура, — говорит исполнительный директор Аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. – К тому же более чем вероятно, что несмотря на скидку на сырье, цена для потребителя останется прежней».
В РАПУ отмечают, что аграрии вряд ли что выиграют от скидок на сырье. Его стоимость в конечной продукции составляет всего 10% и даже двукратное увеличение цены не сильно влияет на стоимость удобрений для аграриев. Это только усиливает подозрение в том, что формула скидки прописывается не в интересах широкого круга потребителей. В «Еврохиме» сказали, что полностью солидарны с позицией РАПУ. «Сейчас вводить скидки уже неактуально, так как посевная заканчивается, а курс доллара стабилизировался и ситуация перестала быть настолько острой», — говорит президент РАПУ Игорь Калужский.
Он добавил, что будет правильней, если ФАС разработает для производителей рекомендации, как они должны поступать в критической ситуации, подобной той, что сложилась в начале года. «Мы сторонники рыночного ценообразования, потому что формализованная скидка может оказать медвежью услугу, — говорит Игорь Калужский. — Если, скажем, курс доллара снова вырастет, то производитель может не потянуть выросший размер скидки. Хотелось бы, чтобы был гибкий механизм ценообразования на случай резких скачков курса валюты».
Источник: Эксперт