Несколько крупных пенсионных фондов – «Сафмар», «Доверие», «Согласие» и «Газфонд пенсионные накопления» – договорились не платить агентам за привлечение клиентов из других НПФ. Сообщения об этом появились на сайтах фондов. Фонды объясняют решение тем, что так они защищают застрахованных лиц от «наиболее вопиющих злоупотреблений агентов» (цитата из сообщения НПФ «Сафмар»). Вновь оплачивать услуги агентов они, как следует из сообщения, будут, если изменится порядок переходов или процедура приема заявлений о переводе пенсионных накоплений через удостоверяющие центры.
Переходная кампания 2016 г. сопровождалась массовыми нарушениями прав граждан, о чем свидетельствует статистика жалоб. Счетная палата заявила о массовых фальсификациях заявлений на протяжении пяти лет – в 2012–2016 гг. Это выявила проверка ряда брокеров и фондов (ПФР, НПФ Сбербанка, НПФ «Газфонд пенсионные накопления» и НПФ электроэнергетики): гражданам часто мешали сменить фонд или, наоборот, переводили деньги без их ведома.
Фонды, потерявшие клиентов, призывали их жаловаться в ЦБ и ПФР, а также идти в суды, куда посыпались жалобы и иски недовольных.
Рост нарушений связан не только со злоупотреблениями агентов. В 2016 г. ряд крупных НПФ создали единую базу СНИЛС и договорились не оплачивать агентам перевод клиентов из дружественных фондов, писал «Коммерсантъ» в марте 2016 г. Фонды создание картеля отрицали, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказала в рассмотрении жалоб на сговор НПФ, не найдя доказательств. Среди тех, кто объединил клиентские данные, по информации издания, были НПФ «Европейский», «Доверие», «Наследие», «Промагрофонд», «Лукойл-гарант», НПФ электроэнергетики, «Стальфонд», «Будущее», «Газфонд пенсионные накопления», «КИТ финанс» и РГС. В июле этого года о подобных ограничениях на перевод клиентов говорили «Ведомостям» сотрудники трех брокерских компаний, которые работают с фондами «Газфонд пенсионные накопления», «Будущее», «Согласие» и «Сафмар» (фонд опровергает сотрудничество с этой компанией, допуская, впрочем, что она может быть субагентом). Таким образом, брокеры сосредоточились на привлечении клиентов из других НПФ – создание коалиции сильно сузило им фронт работы.
«Коалиция создавалась, в первую очередь, чтобы не вредить друг другу, во вторую – чтобы объединить свои усилия в борьбе с активным привлечением фондом Сбербанка», – говорит контрагент нескольких крупных НПФ. По его словам, обилие жалоб и исков привлекло к этой проблеме внимание регулятора, поэтому фонды коалиции решили не трогать других. При этом, когда картель был создан, объем продаж ОПС сократился на 50%, с новыми условиями он может сократиться еще на 30–35%. Фонды действительно пошли на это из-за обилия исков и жалоб, подтверждает топ-менеджер одного из фондов.
Частным фондам всегда сложно было противостоять активной работе НПФ, связанных с госбанками, но сейчас у них изменились приоритеты, объясняет управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX Павел Митрофанов: «Для них важнейшая задача сейчас минимизировать риски штрафов за действия агентов и сохранить свою клиентскую базу. Частные фонды сосредоточатся на удержании».
Договориться об этом следовало еще три года назад, как только был принят закон о потере дохода при досрочном переводе, считает президент брокерской компании Retail Partners Company Эдуард Чекрыгин. По его словам, переводы из других НПФ составляют около 10% из договоров его агентов, но другим компаниям придется тяжелее. По данным Пенсионного фонда России (ПФР), в 2016 г. из одного НПФ в другой было переведено 1,7 млн человек, или 26,2% от общего количества переведенных.
Фонды продолжат оплачивать перевод накоплений молчунов (их страховщиком является ПФР), несмотря на то что они тоже теряют инвестиционный доход при досрочном переходе. Представитель «Газфонд пенсионные накопления» объясняет, что фонды продолжат привлекать клиентов из ПФР: «Свыше 90% полученных нами жалоб – жалобы именно при переходе из одного НПФ в другой, поэтому мы решили начать регулирование именно с этого типа переходов». Практически все жалобы, поступившие по потере инвестдохода, – жалобы на результат перевода между негосударственными фондами, подтверждает представитель пенсионной группы «Сафмар». Кроме того, при переходе из ПФР клиенты теряют инвестиционный доход за два года, тогда как при переходе из НПФ – за три, объясняет представитель «Газфонд пенсионные накопления».
Этот сговор странен и незаконен, убежден представитель ПФР: «Только сам гражданин должен решать, кто его страховщик, а любой НПФ обязан заключить с ним договор и исполнять свои обязанности в полном объеме». Сговор требует внимания контрольных органов, говорит он. «Непредложение услуги не равно созданию барьера. Преград для граждан по переходу в другой НПФ по заявлению нет. Соответственно, ограничения их прав в этом также нет», – парирует представитель ФАС. ЦБ оставил вопросы без комментариев.
Более 5000 жалоб, связанных с НПФ, получил Центробанк за первую половину 2017 г. Главные претензии: незаконный (без ведома клиента) перевод накоплений из одного НПФ в другой – более 2100; наоборот, препятствование переводу накоплений – более 1900; неуведомление о потере инвестиционного дохода при досрочной смене фонда – более 1300. За 2015–2016 гг. было получено 2600 жалоб.
Источник: Ведомости.