Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась согласовать ходатайство Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) о покупке железнодорожного оператора Brunswick Rail Ильи Беляева, сообщило ведомство 25 июня.
По мнению службы, «усиление доминирующего положения ГТЛК на рынке финансовой/операционной аренды вагонов за счет поглощения частных компаний может негативно повлиять на состояние конкуренции». ГТЛК – крупнейшая лизинговая компания в России: ее портфель на 1 января 2019 г. составлял 925,8 млрд руб., увеличившись за год в 1,7 раза, гласят данные рейтингового агентства «Эксперт РА». «ГТЛК, как институту развития, рекомендовано использовать ограниченные бюджетные ресурсы на лизинг новых вагонов, добавляющих предложение на сети и способствующих сокращению дефицита провозных мощностей, а не на скупку б/у вагонов и частных компаний на вторичном рынке», – заявила ФАС. Служба предписала ГТЛК «обратить самое строгое внимание на недопустимость сдачи вагонного парка в аренду конечным грузоотправителям через длинную цепочку посредников, использование которой приводит к удвоению цен на услуги по предоставлению вагонов для экономики».
На конец сентября 2018 г. в парке Brunswick Rail было около 28 000 вагонов. Это почти в 5 раз меньше, чем у крупнейшего в России оператора – Федеральной грузовой компании. EY оценивала Brunswick Rail в 29,8 млрд руб. при 37,7 млрд руб. чистого долга, а ГТЛК договорилась о базовой цене в 24 млрд руб. с возможностью ее корректировки, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. ГТЛК ранее хотела купить и Первую тяжеловесную компанию, но эта сделка тоже не состоялась.
ГТЛК, по словам ее представителя, подала ходатайство в ФАС России 17 мая и официального письма об отказе не получала. По его словам, сейчас ГТЛК готовит дополнительные материалы по запросу ФАС – их нужно прислать до 28 июня. Представитель Brunswick Rail отказался от комментариев.
Портфель лизинговой компании Минтранса достиг почти триллиона рублей
«Решение ФАС выглядит более чем странным, учитывая, что совет директоров ГТЛК, председателем которого является курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов, а членами – замминистра транспорта Иннокентий Алафинов и заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, единогласно сделку одобрил», – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, ГТЛК не занимает доминирующей доли ни на рынке финансовой (доля составляет около 17%), ни на рынке операционной аренды подвижного состава (доля ГТЛК не превышает 4%, у Brunswick Rail – около 15%), приводит он данные. Также ему непонятен тезис про сдачу парка в аренду конечным грузоотправителям через цепочку посредников: «ГТЛК не может влиять на ценообразование или ценовую политику своих клиентов, которые распоряжаются арендованным парком в соответствии со своими коммерческими интересами».
«Решение ФАС по ходатайству ГТЛК – это вопрос менеджмента госкомпании, – говорит представитель Акимова. – Компания получит материалы, изучит, если нужно – доложит совету директоров. На совете директоров ГТЛК отказ ФАС в удовлетворении ходатайства на данный момент не обсуждался». Документы ФАС по данному вопросу в Минтранс не поступали, сказал представитель министерства.
По мнению Бурмистрова, ГТЛК очень долго готовила сделку по покупке активов Brunswick Rail и вряд ли будет рассматривать альтернативные варианты. Компания может предоставить в ФАС дополнительную информацию, чтобы обосновать позицию, как это удалось сделать «Трансконтейнеру» при покупке компании «Логистика-терминал», которую ФАС также сначала отказалась согласовать, замечает Бурмистров. Скорее всего, ФАС согласует сделку, прогнозирует он.
За последние 10 лет #ФАС согласовала все без исключения крупные слияния, и таким образом несет прямую ответственность за монополизацию экономики. Редкие случаи запрета слияний или выставления жестких предписаний по ним зачастую тоже выглядели более чем странными, т.к. касались среднего бизнеса, небольших активов, или быстрорастущих компаний-конкурентов игрокам №1 в соответствующей отрасли.
Автор: Владимир Штанов.
Источник: Ведомости.