«Мы предлагаем исключить такие избыточные способы госзакупок, как запрос предложений, проведение двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием», – рассказал «Ведомостям» замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев о вариантах реформы госзаказа. «У нас много предложений, и все их мы планируем обсуждать с Минфином, Федеральным казначейством, заказчиками и участниками рынка», – говорит он.
Провести такую реформу поручал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Как именно, чиновники обсуждают в правительстве и рабочей группе в Госдуме во главе с ее первым вице-спикером Александром Жуковым.
Госзакупки хоть и перешли в электронный вид, но не стали более конкурентными. Среднее число участников торгов никогда не превышало трех и даже снижается: с 2,7 компании в 2017 г. до 2,3 в 2018 г. Сейчас заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, тогда поставщик не получает обратно внесенное обеспечение (до 30% стоимости контракта), теряет сам контракт и вложенные деньги, вне зависимости от того, добросовестно ли исполняет контракт, объясняет Евраев. А на судебную защиту может уйти более полутора лет.
Еще одно предложение ФАС – разрешить госзаказчику расторгать контракт, только если поставщик признан недобросовестным и внесен в реестр. А компаниям дать право обжаловать включение в реестр недобросовестных поставщиков, ограничив срок рассмотрения пятью рабочими днями.
Чтобы участники меньше страдали от «профессиональных жалобщиков», ФАС предлагает брать плату с тех, чья жалоба признана необоснованной. Жалобы, претензии, уведомления – вся официальная переписка должна вестись только через Единую информационную систему (ЕИС) закупок, считает служба. Дистанционное рассмотрение упростит жизнь заказчикам и поставщикам из отдаленных регионов. Также ФАС предлагает шире использовать «Независимый регистратор» – систему, записывающую электронные торги.
Изменения должны коснуться и способов закупок, настаивает ФАС. Для всех крупных торгов должна быть введена предквалификация участников. «Так, доступ к крупным закупкам получат только те, у кого уже есть опыт выполнения аналогичных контрактов на меньшую сумму», – поясняет Евраев. А на меньшие торги смогут приходить участники без опыта работы.
Электронные аукционы должны быть упрощены – нужно исключить подачу первой части заявки и дать возможность участникам подавать предложения прямо во время аукциона и одновременно блокировать обеспечение, считает ФАС. Практически любая компания, зарегистрированная в ЕИС, с обеспечением и пройденной автоматической проверкой требований сможет участвовать в электронном аукционе. Нужно разрешить ей участвовать в аукционе, только дав «согласие» на исполнение контракта в соответствии с требованиями заказчика. Против Минфин: при выборе будет невозможно понять, соответствует ли требованиям предложение участника, говорит его представитель.
Для поставщиков ФАС хочет сделать отдельный рейтинг деловой репутации. Он будет автоматически присваиваться компаниям в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных ими контрактов. Это позволит поощрять добросовестные компании, снижая для них требования к обеспечению заявки и контрактов. Введение рейтинга нужно проработать, выяснить, готова ли ЕИС к такому функционалу, и просчитать целесообразность, отмечает представитель Минфина.
Саму процедуру закупок нужно ускорить, считает ФАС. Сейчас, если на торги никто не пришел, они признаются несостоявшимися и объявляются новые. Такие «бесконечные» торги нужно отменить, позволив заказчику заключать контракт с единственным поставщиком на тех условиях, которые выставлялись на торги, предлагает служба. А также ускорить процедуру закупки, повысив порог для «короткого аукциона» с 3 млн до 50 млн руб. Минфин прорабатывает порядок определения такого порога, говорит его представитель.
Все изменения в госзаказе происходят по принципу «давайте попробуем и посмотрим, что получится», скептичен руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. И в этом предложении нет ни четких показателей, которых хотят достичь, ни расчетов того, что будет происходить после изменений, отмечает он. Главное – ограничить доступ к госзаказу неквалифицированных поставщиков и фирм-однодневок, тогда нормальные компании будут приходить на торги, не опасаясь недобросовестной конкуренции, говорит Строганов. Полумера и рейтинг поставщиков, нужно создать реестр добросовестных поставщиков, членство в котором стало бы условием к госзаказу, заключает он. У компаний есть предел, ниже которого они не могут опустить цену, поэтому их отпугивает наличие недобросовестных конкурентов и главенство цены при принятии решения о победителе, согласен первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин.
Автор: Евгений Разумный.
Источник: Ведомости.