Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на деятельность федеральных органов исполнительной власти по нормативному регулированию, мониторингу и контролю соблюдения законодательства при осуществлении закупок в условиях формирования контрактной системы. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.
Проверка показала, что План мероприятий по внедрению контрактной системы, утвержденный Правительство РФ, не выполнен. В первом полугодии 2014 г. Минэкономразвития с отступлением от регламента внесло около 70% проектов нормативных правовых актов Правительства. В июле-августе аналогичный показатель составил 40%.
Также был выявлен ряд внутриведомственных документов, которые не приведены в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе. «В ФАС России — это их Регламент, а также Административный регламент по рассмотрению жалоб. У Минэкономразвития России, являющегося регулятором контрактной системы, более года без утвержденного Положения функционирует Департамент развития контрактной системы», — заявил аудитор.
Федеральная антимонопольная служба не проводит плановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе. ФАС не в полной мере использует предоставленное законодательством право обращаться в суд с исками о признании осуществленных с нарушениями закупок недействительными. Так, за 1 полугодие 2014 г. подан всего один такой иск.
Особое внимание проверяющий уделил информационному обеспечению контрактной системы. Так, в 2013 году и январе – августе 2014 г. на доработку и сопровождение сайта www.zakupki.gov.ru, обслуживание которого осуществляют Минэкономразвития России и Федеральное казначейство, было выделено из бюджета около 1 млрд. руб. «Главной проблемой официального сайта является отсутствие интеграции функциональных процессов. В настоящее время очень затруднительно проследить конкретную закупку от ее включения в план-график закупок до момента исполнения контракта. Кроме того, несмотря на значительные объемы бюджетных средств, направленных на модернизацию и развитие сайта, существует ряд проблем, связанных с его работоспособностью», — отметил Максим Рохмистров.
Изменить ситуацию в лучшую сторону должна Единая информационная система в сфере закупок, предусмотренная положениями Закона № 44-ФЗ. Работы над ее созданием начались еще в 2013 г. В рамках соответствующего государственного контракта на общую сумму 6,9 млн. руб. были разработаны и приняты концепция и техническое задание на создание ЕИС. Однако в течение 8-ми месяцев 2014 года эти результаты не использовались. «Они фактически и не могут быть использованы, поскольку техзадание формировалось на ЕИС как на новую систему. При этом сейчас ЕИС предполагается создавать на базе и с учетом существующего функционала и программно-аппаратного комплекса официального сайта», — пояснил аудитор, напомнив, что прошло более полутора лет с момента принятия 44-ФЗ, однако, нормативного акта, определяющего порядок и сроки ввода в эксплуатацию ЕИС, до сих пор нет.
30 сентября 2014 года функционал по созданию и развитию ЕИС передан от Минэкономразвития России Федеральному казначейству. Однако еще до принятия этого решения Правительством РФ Минфином России были согласованы и доведены Федеральному казначейству 500 млн. руб. бюджетных ассигнований на выполнение указанных функций. Средства не были исполнены. «Кроме того, по результатам анализа финансово-экономического обоснования на содержание и развитие ЕИС, представленного Федеральным казначейством в Минфин России, выявлены признаки «задвоения» отдельных видов работ», — заявил Максим Рохмистров, пояснив, что в частности речь идет о функционале библиотеки контрактов и реестра банковских гарантий. Ранее их создание уже было предусмотрено контрактами, заключенными Федеральным казначейством.
Проверка Счетной палаты выявила ряд нарушений в сфере закупок, допущенных Министерством экономического развития России, Федеральным казначейством и ФАС.
В Минэкономразвития установлены недостатки в организации планирования закупок. На официальном сайте министерства размещено 58 редакций плана-графика размещения заказов на 2013 г., в результате чего общее количество планируемых закупок увеличилось в течение года в 2,5 раза. Также есть признаки нарушения Закона №94-ФЗ по заказам на разработку концепции и технического задания на создание ЕИС и на оказание услуг по ведению и обслуживанию официального сайта. Единой комиссией министерства не в полной мере соблюден порядок оценки заявок, установленный конкурсной документацией. «Выявлен случай установления требования к исполнителю о предоставлении по окончании работ проекта постановления Правительства России, подготовка которого входит в функциональные полномочия Минэкономразвития России», — рассказал аудитор.
Проверка Федерального казначейства выявила признаки нарушения Закона № 44-ФЗ в части завышения начальной цены контракта на сумму не менее 11,5 млн. рублей. Также ведомство не указывает полные сведения о порядке оценки заявок на участие в конкурсе. Выявлены риски формирования дополнительных расходных обязательств федерального бюджета в размере не менее 4 млн. руб. при исполнении государственных контрактов. «Так, при исполнении контрактов на доработку и сопровождение официального сайта и на создание Подсистемы управления закупками, заключенных в 2013 году и январе-августе 2014 года, Федеральное казначейство ненадлежащим образом исполняло обязательства по контрактам в части сроков проведения экспертизы выполненных работ и сроков подписания актов сдачи-приемки выполненных работ», — заявил Максим Рохмистров. По его словам, данными государственными контрактами предусмотрена ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение им своих обязательств.
ФАС России допустила нарушения при планировании осуществления закупок. В частности, часть закупок размещалась до опубликования на официальном сайте плана-графика размещения заказов на 2014 г. Федеральная антимонопольная служба не утвердила в установленный срок внутренний документ, регламентирующий проведение ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков.
Также проверка выявила факт представления в Росстат статистической отчетности о закупках за первое полугодие 2014 года, содержащей недостоверные сведения. В документе были завышены объемы осуществленных закупок и заключенных контрактов.
Коллегия приняла решение направить представления Счетной палаты в Минэкономразвития России, ФАС и Федеральное казначейство, информационное письмо — в Правительство РФ, копию отчета о результатах контрольного мероприятия — в Контрольное управление Президента РФ, информацию о нарушениях законодательства Российской Федерации – в ФАС, информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия — в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Источник: Счетная палата