Алексей Ульянов из Национальной ассоциации институтов закупок: нынешняя мягкая версия 223-го закона (о закупках госкомпаний и естественных монополий)– это «наименьшее зло» по сравнению с перспективой его превращения в 44-й (закон о госзакупках). В идеале необходимо вывести значительную часть компаний из-под действия Закона о закупках, полагает Ульянов. Во-первых, 223-ФЗ касается не только госкомпаний — под него подпадает значительное число частных компаний в регулируемых сферах деятельности — порты, аэропорты, электроэнергетики и ЖКХ. По некоторым из (порты, аэропорты и т.д.) давно назрел вопрос о выведении их из состава субъектов естественной монополи. Ведь если те же крупные бизнес-структуры рассматривают например, Пермский и Екатеринбургский аэропорты или Краснодарский и Сочинский как пары конкурентов и борются за них, то очевидно это уже никакая не естественная монополия. Рынок пробивает себе дорогу — мы это видим по улучшению состояния наших аэропортов, но атавизмы госрегулирования, в том числе риски постоянного ужесточения 223-ФЗ, тормозят этот процесс. Вторая группа компаний — госкомпании, работающие на конкурентном рынке, наиболее яркий пример — Аэрофлот. Жесткая конкуренция в авиаперевозках, с которой они по факту сталкивается на внутренних и особенно международных рейсах стимулирует к оптимизации издержек, в т.ч. закупок. Для компаний, работающих на конкурентных рынках, даже если они государственные, нахождение даже в мягком варианте 223-ФЗ считаю нецелесообразным.
Третья группа компаний — это частный бизнес в ЖКХ и энергетике. Им государство и так тариф регулирует. Жесткое регулирование закупок для них — с точки зрения экономики неверно — нельзя одновременно регулировать и цены (тарифы) и издержки (закупки) – что то из них матекатичсеки должно быть зависимой, а что-то независимой переменной.
Наконец, четвертая группа компаний — ГУПы и МУПы на неконкурентных рынках. Хотя оптимальным вариантом была бы приватизация (не нужно бояться, я считаю приватизации даже в ОПК — в США вооружения производят частные компании), но очевидно, власти к этому пока не готовы. Поэтому для этих компаний возможно и ужесточение регулирования закупок вплоть до подведения их под 44-ФЗ.
В итоге, нынешняя мягкая версия 223-ФЗ — это наименьшее зло. превращение 223-ФЗ в 44-ФЗ нанесло бы больше вреда, чем пользы — слишком много разных компаний подпадают под 223-ФЗ. В идеале, необходимо вывести значительную часть компаний из под действия 223-фз.
Вообще, процедурный контроль ФАС за закупками вреден в принципе. Нигде в развитых странах подобного нет. Финансовый контроль — да. внутренний и внешний аудит, пресечение сговоров на торгах по антимонопольному закону — да. но не контроль за тем как кто торги провел кого выбрал. Ведь ФАС заточен на работу по жалобам. Но ведь где больше число участников и падение цен, и где цена контракта ниже (на крупные торги не все заявятся), там больше недовольных и больше вероятность подачи жалобы и реакции ФАС. Наш анализ практики по 44-ФЗ полностью подтвердил эту гипотезу — в 2014 г. ФАС «сносил» более конкурентные торги, с большим падением цен и как правило мелкие торги.
Так, если среднее число участников торгов по контрактной системе составляло в 2014 г. 1,8 участника, то по сносимым ФАС — 2,8. Падение цены в среднем по торгам не превысило 5%, а по сносимым ФАС — 15,3%. Наконец, почти 3/4 сносимых ФАС торгов имеют цену контракта ниже 150 тыс. долл. — это по международной классификации мелкая закупка.
Поэтому надо не ужесточать контроль ФАС за закупками, а повышать эффективность контроля над госсектором в целом, ужесточать контроль над общественно значимыми результатами деятельности бюджетного сектора — качество образования, лечения и других социальных услуг. Например, динамика школы в рейтинге может и должна служить показателем результативности, в соответствии с которым выделяются средства и принимаются кадровые решения по директору школы. И государство не должно решать, на премию учителям или на покупку инвентаря и мебели тратит директор успешной школы средства. Не говоря уже — по какой процедуре он мебель покупает.
Получается (опять же математически) – отказ государства от контроля за качеством образования, здравоохранения и других госуслуг — прямое следствие жесткой регламентации процедур, в т.ч. закупок бюджетных учреждений. Чудес не бывает, либо школа, детсад и больница работает на результат, либо исполняет предписания ФАС, отдельно или вместе закупать картошку с капустой для супа. А также аналогичные требования других контрольных органов.
Подробнее: Право.ру