7a55d714c8eb043bd326f431928340ccЧлены Экспертного совета при Правительстве на встрече с премьерминистром Дмитрием Медведевым представили видение состояния конкуренции в России и предложения по повышению ее уровня. Они будут дополнительно проработаны совместно с Федеральной антимонопольной службой такое решение было принято по итогам совещания, состоявшегося 23 июня. Встреча проходила в продолжение совещания главы Правительства с членами Экспертного совета в Ульяновске, посвященного вопросам улучшения бизнесклимата. Тогда было решено проводить «сверку часов» регулярно, для чего Экспертному совету было поручено подготовить перечень тем для анализа и обсуждения. Причем эти темы должны быть максимально близки к актуальной повестке Правительства РФ.

«Мы договаривались… провести серию обсуждений по конкретным вопросам совершенствования бизнесклимата, посмотреть на то, что делается, что не делается, сверить часы, послушать и экспертное сообщество, и в необходимых случаях представителей предпринимательского сообщества», напомнил Дмитрий Медведев.

Экспертный совет представил Председателю Правительства несколько тем, которые, по мнению экспертов, требуют обсуждения в рамках действий для улучшения бизнесклимата: от защиты прав собственности до ревизии и сокращения избыточного законодательства в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. Первой темой для обсуждения стало увеличение уровня конкуренции.

«Приоритеты построения системы Открытое правительство изначально звучали как четыре К: кадры, коррупция (то есть антикоррупция), конкуренция, качество жизни. Они взаимосвязаны. За два года эти направления не потеряли актуальности, мы намерены их активизировать. В качестве первой темы для обсуждения с премьерминистром эксперты не случайно выбрали конкуренцию. На повестке дня стоит принятие четвертого антимонопольного пакета. Конкуренция  один из индикаторов бизнесклимата. Одновременно со снятием административных барьеров конкуренция возможность развития предпринимательства, улучшения качества товаров и услуг, а значит, качества жизни», считает министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

При подготовке к встрече члены Экспертного совета проанализировали ситуацию с конкуренцией, выявили «узкие места» и предложили ряд конкретных решений.

«Эксперты посмотрели на развитие конкуренции под другим углом зрения, нежели ФАС, обратив внимание на сферы, которые больше всего волнуют россиян ЖКХ, здравоохранение, образование. Это сферы, где конкуренция развита в меньшей мере, что говорит о том, что конкуренция может быть решением наиболее актуальных для граждан проблем», пояснил заместитель гендиректора «Первой грузовой компании» Михаил Курбатов.

Расходы населения на покупку товаров и услуг составляют около 29,3 трлн рублей (на 2012 год). Согласно опросу ВЦИОМ, 57% россиян волнуют проблемы ЖКХ. Доля в расходах населения в этой сфере в 2012 году, по статистике, составляла 10,9%. Конкуренция, по мнению экспертов, в этой сфере отсутствует. 40% и 21% россиян озабочены качеством здравоохранения и образования соответственно. На эти сферы приходится 7,5% и 5,8% расходов консолидированных бюджетов и внебюджетных фондов. Заключение Экспертного совета: хотя государство оплачивает услуги, потребители не могут сделать выбор.

После сопоставления структуры потребительских расходов среднего гражданина с данными ФАС о доминирующем положении хозяйствующих субъектов на отдельных рынках эксперты подсчитали, что более 40% прямых и косвенных расходов домашних хозяйств приходится на рынки с признаками монополизации. Так, 21% всех прямых расходов приходится на рынки хлебных продуктов, молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов. В 59 субъектах РФ на рынке хлебных продуктов ФАС выявила признаки монополизации, в 55 по молоку и молочным продуктам.

«Первое предложение с помощью экспертов обновить систему КПЭ для министерств и ведомств в сфере развития конкуренции через призму потребителя и опробовать ее на ряде пилотов. Например, доля граждан, у которых есть выбор управляющей их домом компании, детского сада, школы или АЗС в зависимости от численности населения того или иного города или села, его удаленности и так далее», говорит Михаил Абызов.

Только перед 6 органами поставлены цели по достижению КПЭ по развитию конкуренции, говорится в заключении Экспертного совета.

«Зачастую наши руководящие органы, подходя к вопросу о конкуренции, не смотрят на свои отрасли через глаза потребителя, это важно исправить через исправление КПЭ соответствующих органов: перефокусировать индустриальный взгляд на потребителя. Есть целый ряд отраслей, где это когдато было неплохо сформировано и дало хороший результат, например, мобильная связь», отметил гендиректор финансовой корпорации «Открытие Холдинг» Рубен Аганбегян.

«Редко когда эти КПЭ являются тем, что интересует потребителя. Пример Минэнерго, у которого есть КПЭ, связанные с развитием биржевой торговли нефтепродуктами, а граждан волнует цена бензина. В большинстве регионов одиндватри поставщика нефтепродуктов. Давайте, как вариант, поставим КПЭ увеличить число поставщиков в такомто регионе к такомуто году», привел пример Михаил Курбатов.

Ряд предложений Экспертного совета касается изменения антимонопольной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.

«Это не значит, что нужно какието полномочия ФАС отрезать. Одна из идей, которую обсуждает бизнессообщество, антимонопольная презумпция невиновности малого и среднего бизнеса. Это соответствует мировой практике. У ФАС 10 тысяч дел в год, а у коллег из Европы 40. Но ФАС приводит серьезные аргументы против такого решения», отметил Михаил Курбатов.

Этот вопрос будет проанализирован отдельно, решили участники встречи.

«Смысл состоит в том, чтобы оставить в покое малый и средний бизнес и исключить их из сферы антимонопольного регулирования. По мнению ряда экспертов, пользы от этого в целом будет больше, чем вреда от так называемой монопольной деятельности. Позитивно, что Председатель Правительства уделил внимание практическому разбору” вопросов антимонопольного регулирования, в том числе и отношения к малому бизнесу. Этого и другие предложения требуют, однако, тщательного обсуждения совместно с ФАС, с бизнессообществом, Экспертным советом и другими экспертами. Такую встречу для доработки предложений глава ФАС Игорь Артемьев согласился провести», рассказал сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев.

Кроме того, в ряде регионов есть положительные практики улучшения бизнесклимата и конкуренции за счет оказания госуслуг в многофункциональных центрах.

«Сейчас Открытое правительство проводит работу по расширению спектра услуг, которые предлагают МФЦ. Мы договорились, что попытаемся в этот пакет включить услуги для малого и среднего бизнеса, связанные с получением разного рода разрешений и согласований, тем самым резко сократив сроки и повысив прозрачность. Перевод в электронный вид разрешений для бизнеса позволит все сильно упростить и ускорить», добавил гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Третий блок предложений Экспертного совета касается мер системного характера.

«В некотором смысле это избитые, но попрежнему действующие задачи. Это дерегулирование и приватизация, сокращение МУПов и ГУПов», рассказал Михаил Курбатов.

«Обсуждался мандат ФАС то, что он потенциально требует уточнения в сторону большей фокусировки ФАС на развитии конкуренции и ликвидации несвойственных ей черт, например, противодействие ущемлению прав граждан. Есть такой мандат у ФАС, он отнимает много ресурсов», добавил Рубен Аганбегян.

Кроме того, участники встречи говорили о практике правоприменения в различных регионах и снижении административных барьеров. Так, в рамках работы по «дорожным картам» Национальной предпринимательской инициативы в АСИ увидели, что одни и те же разрешения будь то на строительство или подключение к электросетям можно получить в разные сроки.

«Это показывает роль регионального законодательства в вопросах улучшения бизнесклимата. Договорились мы о следующем: мы отберем лучшие практики, совместно с Экспертным советом их обсудим и дальше совместно с Открытым правительством будем их масштабировать через отраслевые министерства. Если в одном регионе получение разрешения на строительство занимает 42 дня, а в другом 541, то понятно, что есть куда улучшать. И здесь мы с Открытым правительством будем вместе работать», пообещал Андрей Никитин.

Источник: Открытое Правительство