Члены Экспертного совета при Правительстве на встрече с премьер—министром Дмитрием Медведевым представили видение состояния конкуренции в России и предложения по повышению ее уровня. Они будут дополнительно проработаны совместно с Федеральной антимонопольной службой — такое решение было принято по итогам совещания, состоявшегося 23 июня. Встреча проходила в продолжение совещания главы Правительства с членами Экспертного совета в Ульяновске, посвященного вопросам улучшения бизнес—климата. Тогда было решено проводить «сверку часов» регулярно, для чего Экспертному совету было поручено подготовить перечень тем для анализа и обсуждения. Причем эти темы должны быть максимально близки к актуальной повестке Правительства РФ.
«Мы договаривались… провести серию обсуждений по конкретным вопросам совершенствования бизнес—климата, посмотреть на то, что делается, что не делается, “сверить часы”, послушать и экспертное сообщество, и в необходимых случаях представителей предпринимательского сообщества», — напомнил Дмитрий Медведев.
Экспертный совет представил Председателю Правительства несколько тем, которые, по мнению экспертов, требуют обсуждения в рамках действий для улучшения бизнес—климата: от защиты прав собственности до ревизии и сокращения избыточного законодательства в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. Первой темой для обсуждения стало увеличение уровня конкуренции.
«Приоритеты построения системы “Открытое правительство” изначально звучали как “четыре К”: кадры, коррупция (то есть антикоррупция), конкуренция, качество жизни. Они взаимосвязаны. За два года эти направления не потеряли актуальности, мы намерены их активизировать. В качестве первой темы для обсуждения с премьер—министром эксперты не случайно выбрали конкуренцию. На повестке дня стоит принятие “четвертого антимонопольного пакета”. Конкуренция — один из индикаторов бизнес—климата. Одновременно со снятием административных барьеров конкуренция — возможность развития предпринимательства, улучшения качества товаров и услуг, а значит, качества жизни», — считает министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
При подготовке к встрече члены Экспертного совета проанализировали ситуацию с конкуренцией, выявили «узкие места» и предложили ряд конкретных решений.
«Эксперты посмотрели на развитие конкуренции под другим углом зрения, нежели ФАС, обратив внимание на сферы, которые больше всего волнуют россиян — ЖКХ, здравоохранение, образование. Это сферы, где конкуренция развита в меньшей мере, что говорит о том, что конкуренция может быть решением наиболее актуальных для граждан проблем», — пояснил заместитель гендиректора «Первой грузовой компании» Михаил Курбатов.
Расходы населения на покупку товаров и услуг составляют около 29,3 трлн рублей (на 2012 год). Согласно опросу ВЦИОМ, 57% россиян волнуют проблемы ЖКХ. Доля в расходах населения в этой сфере в 2012 году, по статистике, составляла 10,9%. Конкуренция, по мнению экспертов, в этой сфере отсутствует. 40% и 21% россиян озабочены качеством здравоохранения и образования соответственно. На эти сферы приходится 7,5% и 5,8% расходов консолидированных бюджетов и внебюджетных фондов. Заключение Экспертного совета: хотя государство оплачивает услуги, потребители не могут сделать выбор.
После сопоставления структуры потребительских расходов среднего гражданина с данными ФАС о доминирующем положении хозяйствующих субъектов на отдельных рынках эксперты подсчитали, что более 40% прямых и косвенных расходов домашних хозяйств приходится на рынки с признаками монополизации. Так, 21% всех прямых расходов приходится на рынки хлебных продуктов, молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов. В 59 субъектах РФ на рынке хлебных продуктов ФАС выявила признаки монополизации, в 55 — по молоку и молочным продуктам.
«Первое предложение — с помощью экспертов обновить систему КПЭ для министерств и ведомств в сфере развития конкуренции через призму потребителя и опробовать ее на ряде “пилотов”. Например, доля граждан, у которых есть выбор управляющей их домом компании, детского сада, школы или АЗС в зависимости от численности населения того или иного города или села, его удаленности и так далее», — говорит Михаил Абызов.
Только перед 6 органами поставлены цели по достижению КПЭ по развитию конкуренции, говорится в заключении Экспертного совета.
«Зачастую наши руководящие органы, подходя к вопросу о конкуренции, не смотрят на свои отрасли через глаза потребителя, это важно исправить через исправление КПЭ соответствующих органов: перефокусировать индустриальный взгляд на потребителя. Есть целый ряд отраслей, где это когда—то было неплохо сформировано и дало хороший результат, например, мобильная связь», — отметил гендиректор финансовой корпорации «Открытие Холдинг» Рубен Аганбегян.
«Редко когда эти КПЭ являются тем, что интересует потребителя. Пример — Минэнерго, у которого есть КПЭ, связанные с развитием биржевой торговли нефтепродуктами, а граждан волнует цена бензина. В большинстве регионов один—два—три поставщика нефтепродуктов. Давайте, как вариант, поставим КПЭ — увеличить число поставщиков в таком—то регионе к такому—то году», — привел пример Михаил Курбатов.
Ряд предложений Экспертного совета касается изменения антимонопольной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.
«Это не значит, что нужно какие—то полномочия ФАС отрезать. Одна из идей, которую обсуждает бизнес—сообщество, — антимонопольная презумпция невиновности малого и среднего бизнеса. Это соответствует мировой практике. У ФАС 10 тысяч дел в год, а у коллег из Европы — 40. Но ФАС приводит серьезные аргументы против такого решения», — отметил Михаил Курбатов.
Этот вопрос будет проанализирован отдельно, решили участники встречи.
«Смысл состоит в том, чтобы оставить в покое малый и средний бизнес и исключить их из сферы антимонопольного регулирования. По мнению ряда экспертов, пользы от этого в целом будет больше, чем вреда от так называемой монопольной деятельности. Позитивно, что Председатель Правительства уделил внимание практическому “разбору” вопросов антимонопольного регулирования, в том числе и отношения к малому бизнесу. Этого и другие предложения требуют, однако, — тщательного обсуждения совместно с ФАС, с бизнес—сообществом, Экспертным советом и другими экспертами. Такую встречу для доработки предложений глава ФАС Игорь Артемьев согласился провести», — рассказал сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев.
Кроме того, в ряде регионов есть положительные практики улучшения бизнес—климата и конкуренции за счет оказания госуслуг в многофункциональных центрах.
«Сейчас Открытое правительство проводит работу по расширению спектра услуг, которые предлагают МФЦ. Мы договорились, что попытаемся в этот пакет включить услуги для малого и среднего бизнеса, связанные с получением разного рода разрешений и согласований, тем самым резко сократив сроки и повысив прозрачность. Перевод в электронный вид разрешений для бизнеса позволит все сильно упростить и ускорить», — добавил гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.
Третий блок предложений Экспертного совета касается мер системного характера.
«В некотором смысле это “избитые“, но по—прежнему действующие задачи. Это дерегулирование и приватизация, сокращение МУПов и ГУПов», — рассказал Михаил Курбатов.
«Обсуждался мандат ФАС — то, что он потенциально требует уточнения в сторону большей фокусировки ФАС на развитии конкуренции и ликвидации несвойственных ей черт, например, противодействие ущемлению прав граждан. Есть такой мандат у ФАС, он отнимает много ресурсов», — добавил Рубен Аганбегян.
Кроме того, участники встречи говорили о практике правоприменения в различных регионах и снижении административных барьеров. Так, в рамках работы по «дорожным картам» Национальной предпринимательской инициативы в АСИ увидели, что одни и те же разрешения — будь то на строительство или подключение к электросетям — можно получить в разные сроки.
«Это показывает роль регионального законодательства в вопросах улучшения бизнес—климата. Договорились мы о следующем: мы отберем лучшие практики, совместно с Экспертным советом их обсудим и дальше совместно с Открытым правительством будем их масштабировать через отраслевые министерства. Если в одном регионе получение разрешения на строительство занимает 42 дня, а в другом 541, то понятно, что есть куда улучшать. И здесь мы с Открытым правительством будем вместе работать», — пообещал Андрей Никитин.
Источник: Открытое Правительство