Источник изображения

В Президиум Верховного суда (ВС) впервые за последние два года передано экономическое дело. В нем «Новороссийский морской торговый порт» оспаривает предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) об установлении монопольно высоких цен на свои услуги. В октябре этого года экономическая коллегия отправила спор на пересмотр. Дело попало в Президиум со второй попытки после жалобы порта зампреду ВС Олегу Свириденко — через восемь дней после отказа судьи ВС Галины Кирейковой сделать это.
ПАО «Новороссийский морской торговый порт» оспорило предписание антимонопольной службы об установлении и поддержании портом монопольно высоких цен на услуги по перевалке грузов в Новороссийске. В ФАС на порт пожаловались ПАО «НК «Роснефть», ПАО «НК «РуссНефть», ОАО «РЖД» и ООО «Технотранс». Они считали, что установление портом стоимости услуг по перевалке грузов (нефти, контейнеров) в иностранной валюте является экономически, технологически необоснованным и влечет за собой существенный рост расходов компаний. А это приводит к ущемлению их интересов, в том числе к причинению значительного материального ущерба. ФАС согласилась с их доводами, потребовав от порта перечислить в бюджет 9,7 млрд руб., полученных от завышения цен.
Суды трех инстанций, однако, поддержали порт (дело № А40-75556/2017). Они решили, что ФАС ошиблась, ограничив товарный рынок только Новороссийским портом. В Азовско-Черноморском бассейне есть и другие порты, которые можно было использовать как альтернативу Новороссийску. Поэтому ФАС следовало сопоставить цены Новороссийского порта с их ценами, посчитали суды. Вместо этого ФАС определила адекватность цен по затратному методу, выяснив, что из-за привязки цен к доллару доходы порта в рублях в 2014 и 2015 годы выросли на 72%, а издержки остались почти на том же уровне.
По жалобе ФАС и Роснефти в октябре этого года дело рассмотрела экономическая коллегия ВС и отправила спор на новое рассмотрение. Коллегия обратила внимание, что «Новороссийский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии, а потому занимает доминирующее положение на рынке. Причем, тройка судей согласилась с выводом ФАС о том, что рынок в данном случае ограничен портом в Новороссийске, а не всем Азовско-Черноморским бассейном. Учитывать цены в других портах без анализа их инфраструктуры и доступности их услуг недопустимо, посчитали судьи ВС. Дело было направлено на новое рассмотрение.
Порт не согласился с решением коллегии и подал надзорную жалобу, но 20 ноября судья ВС Галина Кирейкова отказала в передаче дела в Президиум. На следующий день в ВС поступила жалоба на ее определение, и уже 28 ноября ее удовлетворил глава экономической коллегии Олег Свириденко. В определении о передаче доводы заявителя сводятся к тому, что коллегия, отправив дело на новое рассмотрение, переоценила выводы судов трех инстанций по фактическим обстоятельствам дела. Дата рассмотрения дела в Президиуме пока не известна.
Суды первых трех инстанций пришли к выводу, что ФАС не доказала нарушение антимонопольного законодательства, комментирует дело Дарья Огневская, руководитель по антимонопольному направлению правового департамента ПАО «ГМК «Норильский никель», член Ассоциации антимонопольных экспертов. «ФАС России исходил из прямого прочтения норм закона: перевалка грузов является естественно-монопольным видом деятельности, поэтому сопоставимых рынков, находящихся в состоянии конкуренции, нет, значит применению подлежит затратный метод», — продолжает она. — «По сути, речь идет о том, надо ли буквально руководствоваться положениями Закона о естественных монополиях или смотреть шире, на природу правоотношений. Если Президиум ВС РФ поддержит суды первых трех инстанций, то это может стать «мостиком к планируемому обновлению законодательства». Сейчас готовится реформа подходов государства к регулируемым секторам экономики, которая предполагает сокращение числа естественно-монопольных видов деятельности, отнеся к ним только основанные на владении «сетевыми активами», особой инфраструктурой: железнодорожными путями, сетями, трубопроводами и т.п., поясняет Дарья Огневская. Таким образом, при реализации реформы предполагается, что порты будут исключены из числа естественных монополий.
Одновременно с этим делом экономическая коллегия рассмотрела спор между ФАС и Приморским торговым портом, возникший из очень похожих обстоятельств (дело № А40-249075/2016). Его, впрочем, коллегия не стала направлять на пересмотр, а сама отказала порту в требовании к ФАС. Вопрос о передаче этого дела в Президиум ВС еще не решен. 30 ноября 2018 судья Галина Кирейкова истребовала его в связи с рассмотрением надзорной жалобы.
За последние два года это первый случай передачи экономического спора в Президиум ВС. До этого в надзорной инстанции экономические споры рассматривались только в 2016 году. При этом из них были посвящены одному и тому же вопросу: стоимости пакета акций в активах ООО при выходе из бизнеса. Они были рассмотрены в один день и все отправлены на пересмотр. Четвертое дело — об исковой давности в споре между ЗАО НПО «Авиатехнология», которое требовало от ОАО «Русполимет» выплатить неосновательное обогащение в виде стоимости металлозаготовок, переданных в 2002–2004 годах. Президиум отменил определение экономической коллегии и оставил в силе решения нижестоящих судов, применивших исковую давность.
Источник: Закон.ru.