2Логотип_НИУ_ВШЭ12-е место заняла работа Светланы Авдашевой, Дины Цыцулиной, Светланы Головановой и Елены Сидоровой, посвященное объяснению феноменально большого числа антимонопольных дел и стимулам российских антимонопольных органов. В работе объясняется непропорционально гигантское количество антимонопольных расследований в России. Большая их часть никогда не были бы начаты в системе, где у антимонопольных органов должным образом выстроена система стимулов. Российские же чиновники тяготеют к расследованию дел, которые требуют меньше всего усилий и с наименьшей вероятностью будут отменены. (несмотря на это, доля отмененных судами решений ФАС стабильно составляет 40%) В статье анализируется множество конкретных антимонопольных дел и показано, что с точки зрения антимонопольных органов любой «вред», приносимый доминирующей на рынке компанией, обусловлен злоупотреблением доминирующим положением с ее стороны. При этом, под вредом зачастую понимается не только ущерб потребителю, но и ущемление интересов компаний-конкурентов. А ведь конкуренция по определению и есть соперничество, то есть конкурируя по настоящему, компании не могут не наносить «вред» друг другу. Получается, что госорган, призванный защищать конкуренцию, своими действиями ее устраняет. Отметим также, что зачастую в раздуваемых ФАС делах размер «вреда» настолько ничтожен, что не превышает бюджетных расходов на возбуждение дела и в иных случаях «вред» вообще отсутствует.

Исследование Сергея Плаксина и Сергея Семенова (Количественный анализ деятельности надзорных органов в РФ в 2011-2014 годов), занявшее 10 место, посвящено всем контрольным органам, но в ФАС оно применимо вдвойне или втройне: «За последние три года численность сотрудников федеральных контролирующих органов выросла на треть. Госконтроль не ориентирован на выявление случаев угрозы или причинения вреда в связи с нарушением обязательных требований. Во многом он играет фискальную роль пополнения бюджетов за счет штрафов. Лишь у 9-11% проверенных субъектов выявляются нарушения, связанные с непосредственной угрозой причинения вреда. В 90% случаев ориентиром проверки было не предупреждение нанесения вреда, а сбор административных штрафов. Чтобы госконтроль защищал общество, авторы предлагают переход от тотального контроля к риск-ориентированной технологии.

Источник: Open Economy — Экспертный сайт Высшей школы экономики