Руководителя федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, который призван проверять бизнес на предмет соответствия антимонопольному законодательству, теперь проверят самого – также на соответствие законам. Президент России Дмитрий Медведев поручил своей администрации выяснить, в самом ли деле глава ФАС объявил победителей (в том числе и электронную торговую площадку Татарстана) еще до окончания конкурса.
Игорь Артемьев решение проверить итоги конкурса операторов площадок электронных торгов президент России принял после встречи с предпринимателями в Барвихе. О том, что глава ФАС объявил победителей, так сказать, досрочно, рассказал один из участников конкурса – председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ru» Сергей Габестро. Он говорил и о том, что в 2008 году, после выхода антикоррупционного пакета законов, операторы электронных площадок увидели желание властей использовать механизм электронных торгов при госзакупках. Весь 2009 год минэкономразвития России и ФАС, как рассказал Габестро, «активно занимались выполнением поручения президента – без учета мнения представителей рынка и государственных заказчиков, которые добровольно в 2009 году начали использовать новый инструмент – электронные торги».
Предпринимателю не нравится, что в законодательство после его изменения было введено третье лицо в процесс закупки. «Между покупателем и продавцом появился новый посредник – оператор электронной торговой площадки. После этого при отсутствии ясных и прозрачных критериев назначаются три оператора, которые должны вести пилотный проект в электронных закупках. Ни один из участников рынка в число трех не попадает».
Как рассказал бизнесмен, перед дополнительным отбором пяти площадок, «глава ФАС еще до объявления результатов отбора публично называет будущих победителей».
Медведев тут же уточнил, действительно ли Игорь Артемьев объявил победителей до подведения итогов конкурса? Габестро ответил: «Даже до того, как подали заявки! Это было на всеобщей конференции, где были все участники размещения заказов». Он также сообщил, что в результате отбора, который проводился без ясных критериев, из 18 компаний-операторов, подавших заявки, были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существуют в момент принятия решения, а три созданы по распоряжению ФАС».
Медведев вновь уточнил: «А три, которые без отбора и без соответствующих процедур объявил руководитель антимонопольного органа – в нарушение антимонопольного законодательства?». Габестро подтвердил, что именно так все и проходило. Бизнесмен заявил, что площадки, которые полностью готовы к торгам и имеют все необходимые функциональные средства и огромный опыт работы, в том числе с госзаказчиками, «отсекаются от рынка госзаказа».
Кем? – спросил Медведев. «Федеральной антимонопольной службой, минэкономразвития и аппаратом правительства, вот этими решениями, о которых я сейчас говорил», – считает Габестро. Медведев прокомментировал так: «Это очень серьезное заявление. Я думаю, сейчас вздрогнет наш руководитель ФАС, потому что вы его упрекнули в самом страшном, что может быть, – в том, что он сам грубо нарушил законодательство». Габестро заявил, что готов подтвердить каждое слово и добавил: «В такой ситуации на Западе любой министр уходит в отставку».
В ФАС вину Артемьева категорически отрицают. Андрей Цариковский — статс-секретарь, зам. руководителя ФАС, сказал: «Крайне сомневаюсь, что Игорь Артемьев назвал итоги конкурса раньше времени. Конкурс по электронным площадкам по госзакупкам состоялся в прошлом году и закончился. Протокол был подписан 30 декабря 2009 года. То, что часть заявок, по предварительным оценкам, явно превосходит другие, это мы видели. Вряд ли это будет приятно другим участникам, но это так».
Цариковский также сказал, что, две участвовавшие в конкурсе площадки – Татарстана и Московского правительства – имели огромный опыт. В итоге на конкурсе победили пять площадок: Сбербанка, Татарстана, Московского правительства, РТС и ММВБ. К слову, в Казани развитием электронных торгов занимается Яков Геллер — гендиректор агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ, – человек чрезвычайно активный и предприимчивый.
На сайте ФАС вскоре после встречи в Барвихе появилась информация о том, что, по словам Артемьева, «президента пытались ввести в заблуждение» – итоги конкурса были подведены 19 января 2010 года правительственной комиссией по проведению административной реформы, а сам глава ФАС впервые сообщил об этих итогах лишь 25 января 2010 года на плановой пресс-конференции. «Таким образом, информация о том, что глава ФАС России заранее объявил будущих победителей конкурса, не соответствует действительности».
Однако Габестро с этим утверждением не согласен. Он говорит, что двух победителей отбора Артемьев назвал уже 26 ноября 2009 года, то есть буквально через несколько дней после того, как было объявлено о начале приема документов на конференции «Реформа госзаказа: развития электронных торгов». Уже на следующий день слова Артемьева процитировала «Российская газета»: «Самыми вероятными кандидатами могут стать, по мнению Артемьева, площадки Татарстана и Москвы». Как считает Габестро, ФАС желает, чтобы все операторы, которые работают на поле госзаказа, были полностью административно контролируемы. «Поэтому, – говорит бизнесмен, – чиновники и отсекли рыночные компании и назначили компании, которые им административно подчинялись. У них было желание контролировать электронные площадки и соответственно все финансовые потоки госзаказа».
Если факт нарушения закона Артемьевым будет доказан, то, как полагают юристы, его вряд ли привлекут к уголовной ответственности и даже уволят. Партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин говорит: «За нарушение процедуры может быть наложена административная ответственность в виде штрафа. Но, по моему опыту, в худшем случае это будет дисциплинарное взыскание, а скорее просто обратят на это внимание, и все». Однако если в ходе расследования будет доказано, что преждевременное объявление итогов связано «с ангажированностью Артемьева победителями, например, при помощи взятки, вот тогда он может потерять не только должность, но и сесть в тюрьму».
Источник: Коммерсант.