В эфире программы «Пронько.Экономика» телеканала «Царьград» директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК) Алексей Малоземов рассказал о ситуации с контролем за тарифами, осуществляемым Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Он в частности отметил, что ФАС уже почти 4 года занимается этим вопросом, и вызывает удивление, почему информация о двукратной переплате потребителями за тарифы ЖКХ, озвученная Игорем Артемьевым в интервью телеканалу НТВ, появилась только сейчас. ФАС не предпринимает никаких усилий для исправления ситуации, но имеет для этого полные контрольные полномочия, и любой тариф может быть отменен службой.
По мнению Малоземова, проблема связана с тем, что ФАС не понимает, куда двигаться дальше в вопросах регулирования тарифов. Второе, приходится констатировать. что ФАС фактически не реализует контрольные полномочия, которые на нее возложены, такая ситуация длится уже 4 года. Примечательно. что подготовленный ФАС законопроект «О государственном регулировании цен (тарифов)» не соответствует поручению и указам Президента. Законопроект не содержит методов регулирования, которые основаны на показателях эффективности, нет норм, которые создали бы единую систему ценообразования. очень много отсылок делается на подзаконные акты, которые еще необходимо будет принять. И что будет записано в этих актах — непонятно (от себя добавим: практика показывает, что ФАС как раз в своих актах и решениях более низкого уровня, и проводит политику двойных стандартов, направленную на защиту интересов реальных монополистов, по выдавливанию малого и среднего бизнеса). Алексей Малоземов объяснил, что за сложными юридическими и техническими терминами суть тарифообразования довольно проста: в числителе все расходы, это в первую очередь фонд оплаты труда с начислениями, закупки (ремонты, материалы и т.д.), который делится в знаменателе на объем оказанных услуг. Расходы должны быть экономически обоснованными, ФАС имеет все возможности их проверить (добавим от себя: особенно учитывая колоссальные полномочия службы по контролю за закупками). Такого, как говорит Артемьев, когда в рамках одного водоканала тарифы отличаются в 54 раза, просто быть не должно и быть не может. Кратный разрыв может возникнуть на уровне региона, но в этом случае, если тарифы демонстрируют такую разницу, контрольный орган, то есть ФАС, обязан их проверить, сделав экспертизу, и привести в соответствие.
По оценке ЦМОК, после 4-летнего регулирования тарифов, осуществляемом ФАС, тарифы в целом по РФ завышены на 30%. Причем наибольшее завышение наблюдается по электроэнергетике («спасибо» реформе по Чубайсу), теплу, а вот по воде ситуация неоднозначная, и скорее колеблется от региона к региону (добавим от себя — тарифы на воду регулируются как раз на уровне регионов, и цель новой PR-кампании. затеянной Артемьевым, как раз и состоит в лишении регионов полномочий по тарифообразованию, в передаче их регулирования на уровень ФАС. Каков будет результат, догадаться несложно, один из действующих заместителей Артемьева — Анатолий Голомолзин — как раз отвечал за контроль над электроэнергетикой в период реформы Чубайса. В этот самый период у Чубайса директором департамента работала его супруга. Следственные органы почему-то закрыли глаза на столь очевидный конфликт интересов. Голомолзин имел и весьма «успешный» опыт регулирования тарифов на связь в начале 2000-х гг., тогда они взлетели на порядки.).
Как будет происходить повышение тарифов для потребителей под контролем ФАС, уже примерно понятно. Главной новацией законопроекта ФАС по тарифам — это так называемый метод эталонных затрат. Его применение уже началось для энергосбытовых надбавок. ФАС анонсировала, что для 1/3 компаний тарифы снижены, а экономия для потребителей составила 12 млрд. руб. Однако анализ ЦМОК показал. что эта 1/3 обеспечивает лишь 5% потребления, а вот для остальных 95% потребителей тарифы повышены, причем рост составил до 6,5 раз. В результате, вместо заявленной ФАС экономии в 12 млрд. руб. имеем дополнительную нагрузку на потребителей в 20 млрд. руб. в 2018 г., к 2020 г. нагрузка возрастет до 100 млрд. руб. Для того, чтобы провести эту аферу, ФАС внесла изменения в законодательство, исключив возможность тарифных органов исключать экономически необоснованных расходов предыдущих периодов.
Совершенно иной результат далии 2 пилотных проекта ЦМОК и Института Столыпина с региональными властями Карелии и Ульяновской области. Проведенный ЦМОК анализ позволил снизить тарифы на электроэнергию, в частности в Карелии почти в 2 раза, в Ульяновкой области сбытовая надбавка снижена на 46%, в целом тарифы заморожены на 2018 г., а на следующие 2 года — снижаются на 4%.
Такой результат, разумеется, портит ФАС всю задуманную схему очередной аферы «по Чубайсу» с изъятием миллиардов у населения и потребителей в карман коммунальных монополий. Отсюда и громкие, популистские и непрофессиональные заявления Артемьева, и кампания по очернению деятельности ЦМОК в СМИ.
Источник: Царьград.тв.