Действия ФАС обрушили котировки российских авиакомпаний, действующих на одном из самых конкурентных секторов экономики. Выиграют от политики ФАС наши зарубежные конкуренты, где нет такой абсурдной и антинациональной антимонопольной политики. Напомним, господин Артемьев решил сломать сложившуюся несколько десятилетий назад во всем мире систему продажи билетов. Только вот почему он не уходит в из чиновников в бизнес, не создает авиакомпанию и не попробует сам на практике свои гениальные идеи, а навязывает их другим?
«Заявление руководителя ФАС Игоря Артемьева о необходимости запрета на территории России универсальных систем тарифообразования авиабилетов не только вызвало недоумение в «Аэрофлоте», но и снизило котировки акций компании на 8,4% (эквивалент $230 млн). И это в преддверии первого этапа приватизации авиакомпании в 2014 г.», — передал «Ведомостям» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев через представителя.
26 февраля Артемьев заявил, что используемые системы бронирования авиабилетов не способствуют снижению цен. «Закон экономики говорит: вместо того чтобы летать с пустыми креслами, нужно снижать цену, чтобы <…> студент или бабушка смогли улететь», — заявил он (цитаты Артемьева по «Прайму»). Но системы бронирования этого не позволяют сделать, указывает он, поддерживая цены на прежнем уровне. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система (она применяется в Европе и Америке. — “Ведомости”), а мы должны сделать свою — и сделать лучше», — заявил Артемьев.
На следующий день, 27 февраля, Артемьев снова обрушился на перевозчиков и заявил, что не исключает возбуждения дел против «всех наших авиакомпаний, включая зарубежные», если они не изменят тарифную политику. По словам Артемьева, ФАС готова дать авиакомпаниям неделю на раздумья и приглашает их к диалогу. «Если диалога не будет, мы будем действовать по нашему закону», — заявил руководитель ФАС.
По данным с сайта ММВБ, 26-28 февраля акции «Аэрофлота» действительно теряли в цене, а 27 февраля объем торгов бумагами авиакомпании значительно превысил обычные значения (около 450 млн руб. против 150 млн руб.). При этом в 10.00 мск 26 февраля бумаги авиакомпании стоили 77,35 руб за штуку, к 19.00 27 февраля — уже 72,75 руб., а к 12.00 28 февраля подешевели до 70,01 руб. За этот период разница между максимальной ценой и минимальной достигала 10%.
Савельев считает, что действующая во всем мире система тарифообразования авиационных билетов предполагает, что конкретная авиакомпания продает билеты на один и тот же рейс по разной цене. «Стоимость билетов на один и тот же рейс может отличаться в разы. Чем меньше остается времени до поездки и больше мест продано на конкретный рейс, тем сложнее купить дешевый билет. Зато благодаря этой системе пассажир, позаботившийся о своем перелете заранее, имеет возможность купить билет ниже себестоимости перевозки», — отмечает гендиректор «Аэрофлота».
Именно такая система ценообразования, существующая во всем мире с 70-х годов прошлого века, позволяет сделать авиаперевозки доступными для социально незащищенных граждан, утверждает Савельев: «Требования отменить такую систему не приведут к удешевлению перевозок в стране: средняя цена не изменится, а вот дешевых билетов уже не будет никогда — ни за месяц, ни за полгода до даты предполагаемой поездки. Таким образом, изменения, на которых настаивает глава антимонопольного ведомства, ударят по карманам наиболее незащищенной части авиапассажиров и снизят пассажиропоток авиационной отрасли в стране».
Кроме того, требования снижать цены в последние дни перед вылетом приведут к разрушению экономики авиаотрасли, продолжает Савельев. По его словам, такие эксперименты уже предпринимались в разных странах и в разное время, в том числе и в «Аэрофлоте» в 2010 г., но итог всегда был один: пассажиры переставали покупать билеты заранее, дожидаясь снижения цены в последние часы перед вылетом, а авиаперевозчики, отказываясь выполнять убыточные рейсы, уходили с маршрутов».
«Вызывает, мягко говоря, удивление, когда чиновник столь высокого ранга, демонстрируя незнание законов ценообразования в отрасли и не просчитав последствий своих заявлений, еще и угрожает возбуждением дел против всех авиакомпаний, если они в течение недели не исполнят его предписания», — заключает Савельев. Комментарий ФАС по поводу заявления Савельева в распоряжение «Ведомостей» пока не поступил.
Также на заявления Артемьева отреагировал гендиректор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов. «Хотелось бы более внимательно с этим предложением познакомиться, потому что ничего подобного я не слышал нигде, ни от одного регулятора в мире», — сказал он (цитаты Мартиросова по ИТАР-ТАСС). «Именно такая система продаж позволила предоставить рынку тарифы, чтобы пенсионеры и студенты могли за три месяца до вылета купить билеты дешево, а бизнесмен, который покупает билеты накануне вылета, платил дороже, — пояснил Мартиросов. — За счет того, что одни платят больше, другие платят меньше. Такая вот формула справедливости».
По мнению гендиректора «Ютэйр», если продавать билеты по единому тарифу, экономика авиаперевозок будет разрушена. «Эта система не будет существовать», — сказал он. Мартиросов отметил, что бизнес авиакомпаний — один из наиболее конкурентных в России. «Он гораздо более конкурентен, чем топливный бизнес, аэропортовый, — пояснил он. — Почему коллеги из ФАС объявили год авиакомпаний, нам непонятно».
«Мы, «Сибирь», «Аэрофлот» и «Трансаэро», не вылезаем из судов, — добавил Мартиросов. — Нас ловят, штрафуют за какие-то несуществующие ценовые сговоры, выставляют серьезные штрафы за те преступления, которые мы не совершали».
Источник: Ведомости