Правительство обсуждает льготный режим для строек в регионе
Изменение правил госзаказа для регионов Дальнего Востока и Арктики в пятницу обсудят на совещании у вице-премьера Юрия Трутнева, рассказал федеральный чиновник и человек, знакомый с расписанием Трутнева.
Минвостокразвития уже подготовило проекты поправок в закон о госзакупках и Бюджетный кодекс, которые должны создать особые условия для заказчиков строек в регионах Дальнего Востока и в Арктике, рассказал чиновник. Представитель Минвостокразвития подтвердил, что поправки подготовлены, а представитель Трутнева отказался от комментариев.
Чтобы привлекать больше инвестиций и быстрее строить инфраструктуру, Минвостокразвития предлагает разрешить заказчикам региона проводить аукционы на повышение, говорят собеседники «Ведомостей». Сейчас госзаказчик называет максимальную цену, которую готов дать за товар или услугу, а претенденты снижают ее. Это позволяет бюджету экономить, но часто на торги никто не приходит. В этом случае заказчик должен иметь возможность повысить цену, но не более чем на 50% от начальной, предлагает Минвостокразвития. Если после этого на аукцион пришел один участник, он становится победителем. Если два – начинаются торги на понижение. При этом все участники торгов должны проходить предварительный квалификационный отбор и включаться в реестр поставщиков, пересказывает поправки собеседник «Ведомостей».
Всего в 2019 г. госзаказчики заказали товаров и услуг на 8 трлн руб., из них на регионы Дальнего Востока пришлось 583 млрд, свидетельствуют данные информационной системы закупок.
Еще одно предложение – освободить регионы Дальнего Востока и Арктику от правил федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП, в них устанавливаются максимальные бюджетные расходы, в том числе на строительство в регионах). Сейчас ради любого изменения в сроках или финансировании программы нужно менять сами ФАИП, а это можно сделать только дважды в год поправками в федеральный бюджет. Правила ФАИП не должны распространяться на объекты капитального строительства на Дальнем Востоке и в Арктике, предлагает Минвостокразвития.
О необходимости упростить систему госзакупок еще год назад говорил, будучи первым вице-премьером и министром финансов, Антон Силуанов. А в феврале поручил их упростить уже премьер-министр Михаил Мишустин, у которого «из личного опыта» есть много вопросов к закону о госзакупках (его цитирует ТАСС). Сейчас форма проведения торгов важнее содержания и результата, такое положение надо менять, заметил он.
Федеральная антимонопольная служба против введения индивидуальных правил закупок для регионов, тем более непрозрачных, комментирует замруководителя службы Михаил Евраев. «Правила должны быть едиными для всей страны, иначе мы и потеряем единое экономическое пространство, и страну растащим, – объясняет он. – Точно так же, если мы встречаем хорошие предложения, их надо вводить для всей страны, а не для отдельных регионов». Минстрой идею, напротив, поддержал, рассказывает чиновник. Представители Минстроя и Минэкономразвития не ответили на запросы в четверг вечером. Законопроект Минфин не поддержал, так как он усложняет механизм закупок, что противоречит последним поручениям правительства, комментирует представитель министерства. Для оптимизации закупок Минфин готовит другой законопроектом, не нарушающий принципа единства экономического пространства на территории России, отмечает он.
Изменить правила закупок собираются и для заказчиков Крыма, в котором несколько лет закон просто не действовал. С 2017 г. крымские заказчики закупают товары и услуги так же, как и все остальные в стране, замечает партнер юрфирмы «Иванян и партнеры» Екатерина Смирнова. Но обсуждалось, что глава Крыма получит право назначать подрядчиков строительства без проведения тендеров, напоминает гендиректор «РТС-тендера» Владимир Лишенков. Об этом говорил и сам глава республики Сергей Аксенов. А президент России Владимир Путин поручал к маю подготовить поправки, которые создадут для заказчиков строек в Крыму и Севастополе свои правила.
Необходимо, чтобы закон о госзакупках с его аукционным креном и главенством процедуры над результатом был отменен и для всей страны, говорит директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
А за крымчан и дальневосточников можно только порадоваться. Ведь примат процедуры над результатом, созданный в №44ФЗ усилиями ФАС и Минфина, легализует коррупцию и безответственность («не спрашивайте зачем закупили ненужное у сомнительных фирм по завышенным ценам — процедуру соблюли, у ФАС претензий нет»). А аукцион, где чиновник должен описать все неценовые характеристики товара и установить начальную цену, ведет к «заточкам» под конкретного поставщика и завышении цен. Кроме того, аукцион убивает качество, национальное производство, порождает сговоры и мошеннические схемы. Именно поэтому в госзакупках развитых стран он не используется, а ФАС и Минфин с упорством, достойным лучшего применения, хотят довести долю аукционов по №44ФЗ чуть ли не до 100. При этом опыт перевода некоторых учреждений и предприятий с №44ФЗ на более либеральный №223ФЗ показывает, что не только ускоряется и нормализуется их работа, но и в результате отказа от аукционов снижаются цены при росте качества.
Автор: Екатерина Мереминская.
Источник: Ведомости.