Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов в эфире РБК-ТВ подверг резкой критике подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) пакет законопроектов об усилении борьбы с картелями. По мнению Алексея Ульянова, этот пакет вреден для развития экономики страны и предпринимательского климата. ФАС не хочет заниматься крупными картельными сговорами, не хочет заниматься сговорами недобросовестных чиновников с аффилированным бизнесом (если служба и выявляет подобные случаи, то как правило, на уровне сельсоветов). Под видом пресечения картелей ФАС преследует малый и средний бизнес, доля картельных дел против МСП — 80%. Иногда на малом бизнесе делается статистика, и мы видим вал курьезных, «батутных» дел именно по картелям, включая сговоры на торгах (дела о сговорах при закупке сеялки сельхозпредприятием, ворот — мехзаводом. ремонта гардеробной Казанского цирка многие другие). Иногда, преследуя «картели» малого бизнеса, ФАС расчищает дорогу крупным игрокам (дела о «сговорах» молокозаводов против Danone, хлебопекарен против «Ашан», кабельных заводов — против «Роснефти», о «сговоре» 90 малых швейных фабрик — де факто в интересах крупнейшей компании отрасли и многие другие). ФАС даже отказывается дать законодательное определение картеля, в результате чего возбуждаются картельные дела, когда сезонные колебания цен на гречку, яйцо куриное и мясо птицы, когда небольшие компании пытаются наладить производственную кооперацию, создать отраслевую ассоциацию, принять кодекс лучшей практики риэлторов, пресечь браконьерство (за последними двумя делами, видимо, торчат «уши» недобросовестных риэлторов и браконьеров).
Примерно половина оспоренных картельных дел ФАС рассыпается в арбитраже. Суды. отменяя решения ФАС, дают им нелицеприятную оценку («незаконное», «принятое за пределами полномочий», «основанное исключительно на предположениях», «бездоказательное»). По данным Счетной палаты РФ, только 16% наложенных картельных штрафов оплачивается в бюджет, в чьих карманах оседают остальные 84%, остается только гадать).
Мы проанализировали мировой опыт, отметил Ульянов — в странах континентального права нет уголовной ответственности за картели (в некоторых странах она наступает тогда, когда картель совмещается с корпоративным мошенничеством). ФАС якобы хочет скопировать опыт американской правовой системы, но там 90% дел возбуждаются против иностранных компаний (конкурентов американского бизнеса), а у нас — 0,1%, то есть ФАС стреляет по своим. Более того, на встрече с Президентом В.В. Путиным 15.12.2017 года Игорь Артемьев вынужден был признать, что в США не преследуют картели на внешних рынках (то есть там, где американские компании получают выгоду, а иностранные потребители — ущерб). Но он забыл добавить, по сути введя Президента в заблуждение, что его ведомство действует прямо противоположным образом — преследуя отечественные компании в интересах зарубежных потребителей.
Таким образом. пакет ФАС не только не решает проблем с антикартельной политикой, но и усугубит их. ФАС, как плохой танцор, в очередной раз просит себе новых полномочий, на этот раз силовых, сопоставимых с МВД и ФСБ. Эксперты опасаются, что они могут привести либо в массовым посадкам предпринимателей, либо к фантастическому росту коррупции. когда чиновники ФАС будут вымогать за закрытие дел.
Источник: РБК