«Если одна сторона предлагает работнику перейти, в этом нет никакой работы против конкурента. А вот если при этом будет сказано: твоя контора через неделю закроется, попадет под санкции по Крыму, что является неправдой, такие формы следует признавать нарушением конкуренции», — рассуждает Склярова. Практика переманивания целых команд у конкурентов в России распространена, говорит управляющий директор HeadHunter Михаил Жуков. По его словам, подобные «пугалки» — обычная технология рекрутинга, но назвать его сознательной дезорганизацией нельзя. В последнее время переманивание команд — редкость, но это бывало раньше, в пору быстрого роста экономики, считает рекрутер. «Большинство IT-компаний, которые сейчас празднуют 20-летие, так и были образованы», — вспоминает Жуков. Кроме сферы интернета, такое часто бывает в сфере медиа, информтехнологий и инвестбанках. «Как правило, менеджер, который считает, что его не ценят, приходит к конкурентам вместе с клиентской базой или уникальными технологиями», — говорит эксперт.
Такие случаи наносят урон корпорациям и иногда являются предметом судебных разбирательств в Европе, поясняет партнер консалтинговой компании Ward Howell Георгий Абдушелишвили: «В европейской истории был случай, когда одна из крупнейших аудиторских компаний переманила целый департамент конкурента, и на нее подали в суд». Введение соответствующей нормы ФАС он считает целесообразным. «Чем больше правил нашей совместной деятельности мы будем иметь, тем цивилизованнее будем жить», — уверен Абдушелишвили.
О наличии проблемы переманивания сотрудников свидетельствует практика заключения договоров о «кадровом нейтралитете», отмечает руководитель налоговой практики компании «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. О практике судебных споров в нашей стране по этой проблеме она не слышала, но считает возможным законодательно прописать подобную норму. Директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Алексей Ульянов опасается, что инициатива ФАС будет вредить конкуренции. «Мы же не в рабовладельческом государстве живем, сотрудники должны иметь право выбора более высокооплачиваемой работы. По большому счету это стимулирует и конкуренцию на рынке труда», — считает он. Формулировки будут дорабатываться. Это пока лишь предложения, которые в ближайшее время будут согласовываться с другими ведомствами и бизнесом, поясняет Склярова. «Если мы сочтем, что во избежание коррупциогенных положений и двойного толкования сформулировать однозначно рабочую норму невозможно — может, она и будет изъята», — допускает она.Одна из причин появления предложений — унификация практики. У ФАС более 80 территориальных управлений, которые могут по-разному понимать общие нормы о недобросовестной конкуренции, пояснила Склярова. Например, распространенная и часто наказуемая ФАС практика копирования чужой упаковки в Европе называется «смешением», так ее теперь и предлагается называть. Предложение о «дезорганизации» — одно из нескольких инициатив ФАС по унификации антимонопольной практики в России, говорит Склярова. Формы недобросовестной конкуренции предлагается выделить в отдельную главу закона «О защите конкуренции», они должны быть раскрыты через понятия, принятые в европейской практике. Это дискредитация, использование чужой деловой репутации, дезорганизация деятельности конкурента (его сотрудников), а также «создание смешения», например, путем использования похожего дизайна. Предусмотрен запрет даже на пресечение злоупотреблений под видом благотворительности, когда к подаренному товару предлагается купить дополнительное оборудование.
Источник: РБК