Забавное дело дошло до суда третьей инстанции. ФАС назвала индивидуального предпринимателя дорожным монополистом для оказания услуг по проезду для одной компании, нарушив собственный порядок анализа рынка. С таким же успехом можно назвать бабушку, продающую редиску на рынке, монополистом по отношению к каждому отдельно взятому ее покупателю. Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и постановления судов 2 инстанций в отношении Крухмалевой. ФАС возбудила дело в отношении индивидуального предпринимателя Крухмалевой за «необоснованное создание препятствий» для проезда на территорию ООО «Коммерц Строй» и прилегающим складским помещениям, а также за «необоснованный» отказ в заключении соглашения об использования земель общего пользования. ФАС инкриминаровала ИП Крухмалевой нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ.
ООО «Коммерцстрой» на праве собственности принадлежат нежилые помещения в ТРК «Торговый квартал на Свободном». Основным видом деятельности является сдача собственного имущества в аренду. Комплекс расположен на территории бывшей площадки Красноярского завода телевизоров. Дороги и проезды, ведущие к зданиям ТРК, а также к многочисленным торговым и производственным предприятиям, находящимся на площадке, находятся в частной собственности бывших руководителей ОАО «Искра», их родственников и партнеров по бизнесу.
Они и установили на них средства, ограничивающие свободный проход и проезд. ООО «Коммерц Строй» направило в адрес ИП Крухмалевой проект соглашения об использования земель общего пользования, в котором предложило совместно использовать автодорогу по ул.Телевизорная, 1 между строением 1 и строением 2, в т.ч. ее совместное содержание и текущий ремонт. Крухмалева от подписания соглашения отказалась.
Она сообщила Обществу, что с 30 августа 2012 г. «с целью сохранения целостности и качества дорожного покрытия» ею введен запрет проезда автотранспорта грузоподъемностью свыше 3,5 т по территории внутриплощадочной автодороги. 15 октября 2013 г. ООО «Коммерц Строй» обратилось в ГУ МЧС России по Красноярскому краю и в Прокуратуру Красноярска с просьбой провести проверку действий лиц, установивших бетонные блоки на проезде к эвакуационным выходам из здания ТРК «Торговый квартал на Свободном». Кроме того, ООО «М.видео Менеджмент» уведомило «Коммерц Строй», что, если последнее не урегулирует вопрос по содержанию внутриплощадочных дорог с Крухмалевой, то «М.видео Менеджмент» не сможет осуществлять торговую деятельность в помещении.
При рассмотрении дела ФАС установила факт отсутствия альтернативного проезда к помещениям ООО «Коммерц Строй». Однако кассационная инстанция указала, что данная автодорога находится в собственности Крухмалёвой, и используется всеми заинтересованными в проезде хозсубъектами. По мнению суда, в деле отсутствуют доказательства того, что дорога была приобретена с целью оказания платных услуг. Так, плата с ООО «Коммерц Строй» за проезд не взималась, договор о предоставлении данной услуги не заключался. Утверждения ФАС о наличии у ИП Крухмалёвой обязанности заключить с вышеназванным обществом соглашение о порядке использования земель общего пользования, по которым пролегает дорога, не основаны на действующем законодательстве. ФАС определила продуктовые границы товарного рынка как «услуга по предоставлению права проезда через автодорогу к сооружениям, принадлежащим ООО «Коммерц Строй», т. е. выявила единственную в своём роде услугу (именно для ООО «Коммерц Строй»), что уже само по себе не отвечает требованиям пункта 3.4 Порядка проведения анализа рынка (Приказ ФАС №220). При таком положении дел суды первых инстанций пришли к ошибочным выводам, поддержав ФАС в вопрос определения границ рынка.
Признание ИП Крухмалёвой доминирующим субъектом на товарном рынке лишь по причине нахождения у неё в собственности частной автодороги, используемой ООО «Коммерц Строй», не соответствует антимонопольному законодательству, и влечёт необоснованное ограничение прав ИП Крухмалёвой учитывая, что у третьего лица имеются гражданско-правовые способы защиты его имущественных прав. (Дело № А33-4975/2015)