В деле голландской пивоваренной компании ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» против тверского многопрофильного холдинга «Афанасий» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила на стороне ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен». Голландская компания пожаловалась на тверской холдинг за использование созвучного названия «Охота нашего! Крепкое» для своей медовухи с принадлежащим компании Хейнекен пивом под товарным знаком «Охота Крепкое». 9 июня Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрит иск к ООО «Брют», «Частная пивоварня «Афанасий» и «Никитин» о защите прав на товарный знак. Компания, в частности, требует запретить пивоварне «Афанасий» «совершать действия по производству товаров» и взыскать с последней 100 тыс. рублей компенсации. ФАС уже возбудила административное дело в отношении «Частная пивоварня «Афанасий» и «Никитин» по признакам нарушения п. 1 ст. 14.6 135-ФЗ. Также в действиях компаний ФАС усмотрело возможные признаки нарушения п. 1 ст. 14.2 и ст. 14.8 135-ФЗ и выдало три предупреждения. Рассмотрение дела антимонопольным ведомством состоится 28 июня. И это уже не в первый раз, когда ФАС встает на сторону и лоббирует интересы иностранных алкогольных компаний.
Компания «Хейнекен» впервые обнаружила медовуху производства «Частная пивоварня «Афанасий» на полках несетевых магазинов в Санкт-Петербурге и Тверской области летом 2015 года. Ими был проведен опрос и участниками исследования было указано, что медовуха «Охота нашего!» является спецвыпуском бренда «Охота» «Хейнекен» и посвящена импортозамещению. Магазины, в которых распространялась спорная медовуха, убрали ее с полок, но, а сам тверской холдинг продолжает выпускать медовуху. При этом по словам представителя компании «Хейнекен», они до сегодняшнего дня пытались урегулировать ситуацию без обращений в административные органы.
В холдинге «Афанасий» утверждают, что названия разные и отличаются не только по количеству слов, но и по смысловой нагрузке. «Значение слова «Охота» в названии «Охота нашего» — «хотеть»: я хочу наше, надоело иностранное. Значение названия «Охота» от Heineken — промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче. Таким образом, по смысловой нагрузке данные слова отличаются! Кроме того, в названии «Охота нашего» мы делаем ударение на слово НАШЕ – о чем говорит этикетка и сам концепт патриотичного продукта», — говорится в заявлении компании. «80% отечественного рынка пивоварения поделены между транснациональными корпорациями. И наши покупатели, сами того не подозревая, добровольно делают свой вклад в иностранный алкогольный капитал».
Заметим, что ФАС вступается на стороне иностранного конкурента российских компаний, при этом в других странах ситуация прямо противоположное. В США антитрестовским департаментом Министерства юстиции около 90% антимонопольных штрафов налагается на иностранные компании, то есть конкурентов американского бизнеса. Самый крупный штраф в истории США за нарушение антимонопольного законодательства – за «витаминный картель» — наложен на европейские корпорации Hoffman и LaRoche — суммарно $500 млн.
В ЕС сумма антимонопольных штрафов наложенных на американскую корпорацию Microsoft превышает 2,2 млрд. евро. В ноябре 2014 года Департамент по конкуренции Еврокомиссии начал расследование в отношении американской корпорации Google. Компании грозит принудительное разделение. Американский Intel, плативший сборщикам компьютеров за то, чтобы те не выбирали процессоры конкурентов из AMD, в 2009 г. заплатил ЕС 1,06 млрд. евро. Другими словами, и в ЕС предпочитают применять жесткие меры антимонопольного контроля в первую очередь не к своим, европейским, а к американским компаниям.
Таким образом, антимонопольная политика все более становится частью политики внешнеэкономической, и даже внешнеполитической. Это утверждение пока неприменимо к России, где только один крупный штраф пока наложен на иностранную компанию. И даже в части более мелких штрафов известны всего несколько случаев, когда были оштрафованы иностранные компании: Metro Сash&Carry — 200 тыс. руб. (2011 г.), Алкоа Металлург Рус — 1,7 млн. руб.(2009 г.), группу компаний REXAM — 79 млн.руб (2011 г.) и на Teva Pharmaceutical Industries Limited- 650 тыс.руб.(2014 г.). При этом, только за 2009-2014 гг. было наложено более 100 тыс. штрафов на российские компании, то есть доля иностранных компаний в числе наложенных штрафов едва превышает 0,5%.
Такое положение дел стало предметом критики со стороны экспертов и предпринимательских объединений, прежде всего «Деловой России», что ФАС бьет исключительно «по своим», при том, что иностранные компании доминируют на многих российских рынках (пиво, табачная продукция, фармацевтика, легковые автомобили, многие товары народного потребления и т.д.). Именно после этой критики ФАС России было возбуждено дело в отношении американской корпорации Google. Правда до сих пор заседание комиссии ФАС по определению штрафа для компании не вынесло решения, оно постоянно переносится.