3 июня Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрит «Антикризисный законопроект» (разработан в целях сокращения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства). Принят законопроект Госдумой в первом чтении 15 сентября 2015 года, в рамках реализации п. 25 «антикризисного плана», утверждённого Правительством, а также на основании поручений Президента Владимира Путина, по итогам заседания Госсовета 7 апреля 2015 года, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства. До сих пор второе чтение законопроекта откладывалось из-за спора о контроле ФАС за созданием ГУПов и МУПов. 21 декабря 2015 года отрицательное заключение дал Комитет по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
«Если говорить о положительных аспектах «антикризисного законопроекта», то это пункт об обязательном согласовании с прокуратурой проведения внеплановых проверок малого бизнеса. Это сохраняет внезапность проверки, но отсекает заказные мероприятия. Хотя очень опасной лазейкой является оговорка, что не подлежат согласованию с прокуратурой внеплановые проверки на предмет картельных сговоров. Это дает возможность приходить с несогласованными проверками на предмет картеля, даже если его по факту нет, впоследствии возбуждая дела по иным составам нарушений. Так, к компании «Аргус-Спектр» ФАС пришла с внеплановой проверкой на предмет картеля, но дело впоследствии возбудила по вертикальным соглашениям с дилерами. Нежелание ФАС согласовывать проверки с прокуратурой выглядит странно и может свидетельствовать о недоверии к этому ведомству. Более удачно прописаны иммунитеты по злоупотреблению доминированием. Так, больше не будет признаваться доминирующей (то есть «монополистом») компания, если ее доля на рынке меньше 35%. Малый бизнес получит иммунитет от антимонопольных статей закона о торговле, что тоже верно — этот закон писали, чтобы регулировать крупные торговые сети, а из буквального прочтения получается, что два ларька — это уже торговая сеть. Индивидуальные предприниматели и компании с выручкой менее 400 млн рублей в год также монополистами признаваться не будут. Исключение сделано для субъектов естественных монополий и госкомпаний — и это разумно, ведь даже небольшая по размеру выручки сетевая компания или госструктура могут ущемлять потребителей и не допускать появления конкурентов. А вот исключение для малых компаний, если в числе их учредителей есть юрлица, представляется излишним. Гражданин не становится монополистом от того, что он учредил малый бизнес не напрямую, а через принадлежащую ему же фирму» — говорит Антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов.
Законопроект должен покончить с практикой, когда малые предприятия обвиняются в монополизме, и побудить ФАС сконцентрироваться на крупных расследованиях. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что чиновники оставили себе массу лазеек для давления даже на самый маленький бизнес. Малый бизнес, по согласованным действиям иммунитета не получит. А в случае с малым бизнесом, работающим, как правило, на высококонкурентных рынках, где применим закон единой рыночной цены, ФАС за эту самую цену и карает, называя ее то сговором, то согласованными действиями.