Согласно нашим исследованиям, свыше 60% дел ФАС по указанной статье возбуждены против субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). По сути, это означает, что до 2/3 антикартельной деятельности ФАС препятствует, а не содействует развитию конкуренции, поскольку от преследования МСП явным или косвенным образом выигрывает крупный бизнес. Экспертами неоднократно отмечалось, что в решениях ФАС по картельным делам почти полностью отсутствуют экономические доказательства существования картеля, отсутствуют стандарты доказывания картельных дел. Притчей во языцех стали дела-курьезы: ФАС называл картелем одинаковые цены в 50 рублей за прыжки на детском надувном батуте, соглашение между Областной и психиатрической лечебницы об участии психиатров в медкомиссиях, просьбу одного предпринимателя другому заменить его «Газель», его проходит ремонт, одновременное закрытие дверей в торговом центре, одинаковые арендные ставки в торговом центре, «схожие» цены на сахар, бензин, гречку, неучастие в конкурсах или аукционах, единовременное изменение тарифов на проезд в маршрутном такси после их утверждения региональным тарифным органом «картель» мужа и жены фермеров и т.д.
Согласно данным Счетной палаты РФ, собираемость штрафов по указанной деятельности ФАС составляет 16%. По сути, это означает не только крайне низкую эффективность антикартельной деятельности, ведущую к потерям бюджета, но колоссальную коррупциогенность и отсутствие должного контроля со стороны руководства ФАС России за надлежащей выплатой штрафов нарушителями антимонопольного законодательства. Например, согласно данным ФАС за период с 01.07.2013 по 30.06.2014 размер наложенных штрафов по картелям на строительном рынке составил 87 млн. руб. (начисленных – существенно меньше), что эквивалентно стоимости одной квартиры в Москве. Экспертами целого ряда отраслей открыто заявлялось, что знаковые картельные дела (ЗАО «Аргус-Спектр» и пангасиус (комментарий депутата Госдумы Ивана Никитчука на т/к РБК-ТВ с 10 мин.) ФАС России носят «заказной» характер.
Примечательно, что в действующей редакции ст. 4 135-ФЗ «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе» отсутствует определение картеля (слово «картель» появляется только в ст. 11 135-ФЗ, т.е. по сути картель определяется через его признаки), что ставит под сомнение законность антикартельной деятельности вообще. При том, что Россия остается практически единственной страной континентального права, в которой существует уголовная ответственность за картели, помимо административной.
В ходе дискуссий вокруг т.н. «четвертого антимонопольного пакета» (Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в 135-ФЗ») заместитель руководителя ФАС Кинёв А.Ю., курирующий борьбу с картелями, руководитель ФАС Артемьев И.Ю. активно противодействовали поправкам, предложенным Министерством экономического развития Российской Федерации, Экспертным советом при Правительстве РФ, представителями научного сообщества, о введении четкого и недвусмысленного понятия «картель», а также выведения из-под антимонопольного контроля соглашений субъектов МСП. Отсутствие законодательного определения понятия «картель», стандартов доказывания картельных дел приводит к правовому нигилизму сотрудников Управления по борьбе с картелями. Преследуются соглашения, которые по своей экономической сути картелями не являются. Это препятствует развитию горизонтальных связей отечественного бизнеса, созданию кооперационных цепочек, диверсификации нашей экономики и повышения роли секторов с высокой добавленной стоимостью. В то же время, реальные нарушители, поделившие рынок, уходят от ответственности. По оценкам МГУ им. М.В. Ломоносова, ежегодные потери российской экономики от этих двух факторов составляют 2,5% ВВП.
Ситуация с картелями резко контрастирует с другими направлениями деятельности ФАС. Так, например, по пресечению недобросовестной конкуренции (ст. 14 135-ФЗ) доля дел, проигранных ФАС в суде на протяжении последних 10 лет составляет около 5%. А собираемость штрафов – до 90%. В развитых странах и странах БРИКС, практически все картели выявлены благодаря действию программы освобождения от ответственности компании, первой сообщившей о картеле. Это экономит ресурсы на анализ материалов и сбор доказательств. А антимонопольные органы все больше концентрируются на пресечении сговоров на торгах, что также позволяет экономить бюджетные средства, выделяемые на госзакупки.
В России же пока не удалось обеспечить доверие к программе освобождения от ответственности первому сообщившему о картеле. При этом ФАС России вышла на 1 место в мире по числу картельных проверок, итог которых описан выше – большинство дел по результатам проверок возбуждены против МСП и признаются судами незаконными. Наложенные штрафы не уплачиваются, уголовные дела закрываются. Такое упорство, достойное лучшего применения, не позволяет сконцентрироваться на пресечении сговоров на торгах: в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе …» в РФ ежегодно проходит свыше 3 млн. только электронных торгов (2015 год), а с учетом всех закупочных процедур превышает 6 млн. При этом число ежегодно выявляемых ФАС России сговоров на торгах – около 100, из которых половина не проходит судебную проверку. Нарушители уходят от ответственности, бюджет теряет миллиарды рублей из-за завышенных в результате сговоров цен на торгах.
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий замену для субъектов малого и среднего бизнеса административных штрафов на предупреждения при первом выявлении нарушений. По замыслу авторов законопроекта, данная норма будет действовать в случаях, когда нарушения не повлекли тяжких последствий. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его целью является «обеспечение применения к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений».
Механизм либерализации применения наказаний к предпринимателям предусмотрен путём внесения изменений в статью 1.4 КоАП (принцип равенства перед законом), согласно которым предупреждение в качестве безальтернативной санкции предлагается применять при совокупности следующих условий: совершение административного правонарушения впервые; отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде и объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, — и при условии устранения выявленных нарушений в указанные сроки. Возможность применения предупреждения вместо штрафа предусматривается даже для тех статей, которые не предполагают такую меру. Законопроект был подготовлен по поручению Президента РФ Владимира Путина от 26.01.2016 № Пр-115, а также п. 52 Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году.
Отметим, что в законопроекте речь идет о замене штрафов предупреждением для малого бизнеса. ФАС возражает, требуя оставить штрафы для картелей малого бизнеса. Само словосочетание «картели малого бизнеса» — нонсенс.
Несмотря на то, что суды в 2013-2015 гг. почти половину дел ФАС против МСП признали незаконными, защита от претензий ФАС связана для малого бизнеса с немалыми финансовыми и временными затратами. Более того, зачастую такие дела ФАС ведут к устранению «неугодных» предпринимателей с рынка. ФАС использует размытые нормы антимонопольного законодательства для предъявления претензий к МСП и ТСЖ, которые ничего общего не имеют с защитой конкуренции или потребителей: схожесть цен, «сверхприбыль» в 14 тыс. руб., включение в себестоимость оплаты за Интернет. Но чаще всего ФАС банально вмешивается в хозяйственные споры, выступая на стороне недобросовестного предпринимателя, захотевшего устранить неугодного конкурента[2]. То есть орган, призванный защищать конкуренцию, ее своими действиями устраняет. Эта ситуация наглядно показывает, что ФАС не намерена прекращать антимонопольное преследование малого бизнеса, ей даже Президент не указ.
[1] За вычетом дел против органов государственной власти. Против госорганов ФАС также возбуждает немало дел – в подавляющем большинстве против мелких муниципалитетов. Иногда ФАС действительно пресекает попытки мэров создать административные препоны для конкуренции. Иногда – действует в интересах алкогольного лобби, запрещая мэрам ограничивать продажу спиртного в школьный выпускной или во время стихийных бедствий.